Изменения в требованиях ДОПОГ при перевозке опасных грузов

В данной статье Вы узнаете о последних изменениях законодательства касающихся перевозчиков опасных грузов, а именно об изменениях при получении допуска на автомобиль.

Согласно требованиям технического регламента таможенного союза (ТР ТС 018/2011) автомобиль предназначенный для перевозки опасных грузов должен отвечать требованиям Правил ЕЭК ООН № 105 (Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, в отношении их конструктивных особенностей), которые практически дублирую требования Главы 9.2 ДОПОГ (Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов).

Эти требования менялись в последний раз в январе 2015 года, но применение некоторых требований растолковали не так давно. В результате многие перевозчики столкнулись с трудностями при получении свидетельства для перевозки опасного груза.

Самые существенные изменения коснулись требований об обязательном наличии антиблокировочной тормозной системы на всех транспортных средствах свыше 3,5 тонн (раньше требование распространялось только на ТС свыше 16 тонн) и отдельного устройства ограничения скорости. Дело в том, что если раньше существовали чисто российские требования по перевозкам этой области (ПОГАТ), то сейчас Россия приняла в полном объеме европейские требования, а в Европе при формировании требований в области транспорта всегда закладывают инструменты вывода старого транспорта из обращения. Ужесточение требований к конструкции по отношению к автомобилям перевозящим опасные грузы именно тот самый европейский инструмент, который заработал и в России.

Теперь давайте разберемся с нововведениями. Касаемо АБС появилось дополнительное требование ДОПОГ 9.2.3.1.1 «Автотранспортные средства и прицепы, предназначенные для использования в качестве транспортных единиц для перевозки опасных грузов, должны удовлетворять всем соответствующим техническим требованиям Правил № 13 ЕЭК…» В правилах №13 в свою очередь пунктом 5.2.1.22. предъявляются четкие требования «Механические транспортные средства категорий М2, М3, N2 и N3, имеющие не более четырех осей, должны быть оборудованы антиблокировочными системами…».

Касаемо требования наличия устройства ограничения скорости не все так просто. Нормативные документы гласят: пункт п.5.1.4 Правил ЕЭК ООН №105-04 «Механические транспортные средства категорий N2 и N3 должны быть оборудованы устройством ограничения скорости, соответствующим техническим требованиям Правил ЕЭК ООН №89. Это устройство должно быть отрегулировано таким образом, чтобы скорость не могла превышать 90 км/ч с учетом технического допуска устройства», а так же пункт ДОПОГ 9.2.5. «Устройство ограничения скорости» дублирует это требование.

На сегодняшний день многие сотрудники ГИБДД по всей России допускают транспортные средства до перевозки опасного груза при предъявлении документа от официального дилера о запрограммированной функции ограничения скорости, заложенной в электронном блоке управления двигателя. Но есть и те, кто трактует это требование по-другому и отказывают в допуске транспортным средствам без отдельного устройства, так как согласно Правилам ЕЭК ООН №89 функции ограничения скорости и устройство ограничения скорости два разных понятия. Их позиция состоит в том, что если бы этого было достаточно, то требования звучали бы «… должны соответствовать требованиям правил ЕЭК ООН №89» и пункт 9.2.5 ДОПОГ звучал бы «Устройство ограничения скорости либо (и) Функция ограничения скорости». Поэтому отказ в допуске при отсутствии этого устройства тоже будет полностью правомерен.

Европейские производители уже более 20 лет изготавливают на заводах-изготовителях отдельные версии автомобилей под перевозку опасного груза, отличительной особенностью данных ТС являются наличие шильды «ADR». Такие автомобили значительно дороже своих общегражданских собратьев ввиду полного соответствия дополнительным требованиям Правил ЕЭК ООН № 105. У таких автомобилей устройство ограничения скорости имеют отдельные каталожные номера как отдельный компонент транспортного средства.

Российские реалии намного более проще, наши не безызвестные производители продают машины под маркой «подготовленные под перевозку опасного груза» с вопиющими несоответствиями. Новые машины приходится не только оснащать дополнительными устройствами, но и приводить в соответствие с дополнительными требованиями выключатели массы, которые видны даже не вооруженным взглядом. При этом может быть установлена защита топливного бака, хотя это требование уже потеряло силу и новых автомобилей не касается

Эксперт RNSINFO, Яшин Валентин Сергеевич