Онлайн-касса для транспорта

В связи с изменениями в действующем законодательстве онлайн-касса для транспорта станет обязательной к установке с 1 июля 2019 года. Кассовыми устройствами, которые могут передавать фискальные чеки онлайн, должны быть оборудованы автобусы и микроавтобусы, задействованные в пассажирских перевозках.

Онлайн-касса для автобуса и другого транспортного средства даст возможность налоговым органам отслеживать все транзакции, связанные с оплатой  услуг по перевозке пассажиров. При этом в фискальном чеке теперь будет указываться больше информации — а клиент может проверить его подлинность, пройдя по ссылке.

Онлайн-касса для транспорта

Изменения в законе № 54-ФЗ о ККТ

Основным законом, регламентирующим использование кассового оборудования в РФ, является закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 года. Согласно закону, кассовые аппараты (ККТ) должны обязательно использоваться при оформлении расчётов как организациями, так и индивидуальными предпринимателями.

До недавнего времени услуги по продаже билетов  кондуктором или водителем в салоне ТС попадали в список исключений (п.2 ст. 2 федерального закона № 54-ФЗ).

Но, согласно утверждённому плану реформирования отрасли, с 1.07.2019 года этот пункт утрачивает силу для компаний, перевозящих пассажиров автобусами и микроавтобусами  и находящихся на патентной системе налогообложения или ЕНВД.

Письмо федеральной налоговой службы № ЕД-4-20/22602@ (22 ноября 2018 года) содержит разъяснения, касающиеся реализации положений закона. Именно на изложенные в нем требования нужно ориентироваться, принимая решение об оборудовании автобуса онлайн-кассой.

Онлайн-касса на автобусах

Передача фискальных данных в налоговую инспекцию

Онлайн-касса на автобусах используется для оформления расчётов с пассажирами с одновременной передачей данных в контролирующие органы. Налоговая инспекция получает возможность фиксировать все совершаемые транзакции, сводя к минимуму возможности для занижения прибыли перевозчика и уклонения от уплаты налогов.

В налоговые органы подаются:

  • Отчет об открытии смены.
  • Кассовые чеки.
  • Отчеты о закрытии смены.
  • Другие фискальные документы, которые проводятся через ККТ.

Для передачи информации используется посредник – оператор фискальных данных. Перевозчик при переходе на расчеты с пассажирами с помощью онлайн-касс заключает договор с оператором, и оператор обеспечивает сбор данных с установленных на автобусах ККТ. Собранные данные обрабатываются на серверах оператора, затем отчеты на основе этих данных передаются в органы ФНС.

Автобусные перевозки как особый вид услуг

Значительная часть услуг по перевозке пассажиров оказывается с применением автобусов. Для этого вида транспорта характерны:

  • Большой пассажиропоток.
  • Разветвленная маршрутная сеть.
  • Большое разнообразие маршрутов (городские, пригородные и междугородные, а также регулярные, нерегулярные, корпоративные и туристические ).

Автобусные перевозки ввиду своей высокой востребованности строго контролируются государством. Это касается как комфорта и безопасности пассажиров, так и контроля финансовых показателей – стоимости проезда, тарифов, а также отчётности о финансовых поступлениях.

оплата проезда в автобусе

Именно для контроля всех транзакций было принято решение об оснащении автобусов онлайн-кассами. Это нововведение должно «вывести из тени» значительную часть расчетов за проезд, убрав возможности для минимизации перевозчиками налогооблагаемой базы.

Особенности оплаты проезда в автобусе

Необходимостью установки онлайн-кассы на транспорте зависит от того, как пассажиры оплачивают проезд в автобусе. Если продажа билетов ведется во время движения и на остановках, то ставить онлайн-ККТ в автобус нужно обязательно. В противном случае невозможно будет выполнить требования закона, обязывающего выдачу фискального чека в течение не более чем 5 минут после оплаты услуги.

Не применять онлайн-кассу при оплате автобусной пассажирской перевозки можно в нескольких случаях:

  • Если оплата проезда производится с помощью автоматизированного устройства (турникета) со встроенным терминалом.
  • Если билет на автобус (междугородные и пригородные рейсы) покупается предварительно, в кассе автостанции или на сайте компании-перевозчика.
  • Если оплата перевозки пассажиров выполняется единовременно, по условиям договора, заключенного на длительный срок (например, при регулярной перевозке сотрудников предприятия по утвержденному маршруту).
  • Если автобус арендуется на определённый срок с повременной или фиксированной оплатой.

В нормативных документах также оговаривается возможность временного отказа от использования онлайн-кассы в регионах с затрудненным доступом к интернету (список регионов и территорий утверждается отдельно). При этом оснащать автобус онлайн-кассой и выдавать кассовые чеки нужно обязательно.

С 01.07.2019 при оплате проезда в общественном транспорте кондуктор или водитель обязан применять ККТ с передачей данных онлайн в случае оплаты проезда пассажирами наличными, платежной картой. В этом случае выдается кассовый чек в момент расчета.

Если пассажир производит оплату проездным документом (например, «подорожник»), то в этом случает будет сформирован один кассовый чек на все расчеты за расчетный период без направления его клиенту.

Если оплата проезда (багажа, груза) происходит с использованием электронных средств платежа с применением автоматических устройств для расчетов (например, платежной картой в метрополитене, терминал в автобусе на поручне) ККТ может находиться вне такого устройства и кассовый чек клиенту может не выдаваться (не направляться).

Где установить онлайн ККТ на транспорте?

От формы оплаты зависит и место установки онлайн-кассы. Если билеты покупаются централизованно, только в кассе или офисе перевозчика, то достаточно будет установить ККТ там. Это позволит принимать деньги и выдавать чеки одновременно с выдачей билета, не нарушая при этом законодательные нормы.

Если же билеты продаются на маршруте в ходе следования, то обязательной будет установка онлайн-кассы в транспортном средстве. Обеспечить связь с интернетом можно либо путем установки SIM-карты мобильного оператора, либо включив точку доступа Wi-Fi от любого мобильного устройства в кабине автобуса. Второй вариант менее предпочтителен, поскольку не обеспечивает нужной стабильности связи.

Как подключить и оформить онлайн-кассу?

Оснащение автобуса ККТ для выдачи фискальных чеков по новым правилам производится по такому алгоритму:

  • Сначала нужно выбрать устройство, которое будет установлено в кабине транспортного средства. Важно убедиться, чтоб выбранная вами модель входит в список моделей, которые утверждены для использования при проведении взаиморасчетом налоговыми органами. При покупке оборудования б/у также проверяется номер налогового накопителя в реестре ФНС — так вы убедитесь в его исправности.
  • Следующий этап — подключение и настройка оборудования. Можно сразу заказать выполнение этих операций в той компании, в которой вы будете покупать приборы для учета (если это не входит в стоимость ККТ). Самостоятельные подключение с настройкой тоже возможны, но так выше риск появления сбоев в работе.
  • Когда оборудование будет настроено, нужно заключить договор на его обслуживание с оператором фискальных данных. После заключение договора именно оператор будет собирать поступающую информацию о транзакциях и передавать данные по запросам из налоговой службы.
  • Далее устройство регистрируется в налоговой инспекции. Без регистрации контролирующие органы не смогут принимать данные от онлайн-кассы, и потому использовать прибор по назначению не получится.

Все эти операции можно выполнить и своими силами. В то же время многие владельцы транспортных компаний при покупке онлайн-кассы заказывают комплексную услугу по подключению и регистрации оборудования – при доступной цене это значительно экономит время. Правильная регистрация ККТ также дает возможность избежать претензий со стороны налоговых органов в будущем.

Какую кассу выбрать?

Список устройств, которые можно использовать при оформлении расчетов, сегодня включает более 70 официально зарегистрированных и утвержденных налоговыми органами моделей. На транспорте применяется оборудования двух типов:

  1. Фискальные регистраторы — подключаются к ПК, работают со специальным кассовым программным обеспечением.
  2. Автономные терминалы со встроенным ПО — совмещают все необходимые функции (ввод данных, отображение на экране, распечатку) в небольшом корпусе.

При выборе ККТ для пассажирских перевозок важно учитывать характеристики устройств, и приоритетным параметром будет производительность работы. Система должна выдерживать эксплуатацию в течение длительного времени с высокой интенсивностью — именно так работает кассовый терминал на городском маршруте в часы пик. При этом разражается применение сменных накопителей для данных (срок действия – до 13 месяцев).

Компактные размеры и мобильность тоже очень важны. Даже в современных автобусах кабины не слишком большие, потому установка громоздкого прибора «съест» полезное пространство, которого и так не хватает. А слишком маленький прибор будет не очень удобным в использовании.

К другим важным параметрам, которые следует учитывать при выборе ККТ, относят:

  • Удобство ввода информации (клавиатура или сенсорный экран).
  • Способ подключения к интернету, надежность связи.
  • Вандалостойкость, защита от климатических воздействий (влага, перегрев, переохлаждение).
  • Совместимость с уже используемым бухгалтерским ПО, возможность интеграции в программный комплекс компании.

К наиболее популярным моделям относятся март-терминалы АТОЛ Sigma 10, Эвотор 5, а также мобильные устройства АТОЛ 91Ф, АГАТ 1Ф или Эвотор 7.3.

Цена онлайн-кассы тоже очень важна, особенно в том случае, когда транспортной компании для исполнения нормативных требований нужно единовременно переоборудовать несколько десятков транспортных средств.

Штрафы за отсутствие кассового оборудования и другие нарушения

Поскольку онлайн-кассы на ТС внедряются в первую очередь для контроля расчетов со стороны налоговых органов, то и следят за соблюдением правил использования этого оборудования крайне пристально. Сумма штрафов зависит от того, кто будет признан ответственным за нарушение — должностное или юридическое лицо (ИП), а также от характера нарушения и суммы, которая в нем фигурировала:

  • Если при продаже билета не был оформлен чек, то штраф для должностного лица составит минимум 10 тысяч, для ИП – 30 тысяч (до 50% и до 100% «непробитой» суммы соответственно).
  • При повторной фиксации нарушения должностное лицо может получить запрет на работы до 2 лет (дисквалификация), деятельность юридического лица приостанавливается на срок до 3 месяцев.
  • Использование ККТ, не внесенного в реестр, влечёт штраф до 3 тысяч для должностных лиц, и до 10 тыс. рублей — для юридических. В первый раз иногда ограничиваются предупреждением, но нарушение необходимо будет устранить до следующей проверки.
  • Нарушение передачи фискальных данных в налоговые органы — предупреждение или штраф до 3 тысяч для должностного лица, до 10 тысяч для юридического лица.
  • Если же чек был отправлен в налоговую, но его копия не была передана покупателю, и это будет обнаружено — должностное лицо будет оштрафовано на сумму до 2 тысяч, предприниматель/компания — на сумму до 10 тысяч.

При этом возможно обжалование правомерности наложения штрафа в суде или, как минимум, смягчение наказания – уменьшение суммы, которую нужно будет уплатить при нарушении, или замена штрафа предупреждением. Но для этого нужно иметь веские доказательства, которые документально подтверждают, что нарушение было допущено не по вашей вине.

Начиная с 1 июля онлайн-касса для транспорта должна быть установлена и подключена на всех автобусах, которые выполняют пассажирские перевозки и продают билеты на маршруте. Вовремя позаботившись об оснащении техники кассовыми устройствами, вы обеспечите отсутствие претензий со стороны фискальных органов, и избежите серьезных штрафов.

Комментировать

avatar