Режим труда и отдыха по тахографу

Для шофёров, управляющих ТС на коммерческих рейсах, режим труда и отдыха по тахографу регламентируется достаточно строго. Это вызвано необходимостью борьбы с переработками, которые становятся причиной частых аварий из-за переутомления шофера.

Контролируют режим труда и отдыха водителя по тахографу представители уполномоченных органов. Если прибор зафиксирует превышение закреплённого нормативами интервала вождения, и это превышение будет существенным — штрафные санкции практически неизбежны.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом. Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т., в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф. Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры. Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

  • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
  • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
  • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
  • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
  • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
  • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.

учет рабочего времени тахографом

Все изменения в режиме работы фиксируются тахографом в памяти и записываются на электронный чип. По требованию сотрудника ДПС ГИБДД или другой надзорной организации водитель должен предоставить распечатку данных — для этого в конструкции тахографов предусмотрен встроенный термопринтер.

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.

Ограничения для ненормированного рабочего дня

Внедрение на предприятии ненормированного рабочего дня не означает, что водитель может превышать установленные законодательно промежутки времени для работы/отдыха. При ненормированном режиме работы:

  • Обязательно согласие работника.
  • Общий объем рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю.

Устанавливается такой рабочий день водителям легковых ТС (кроме служб такси), а также сотрудникам различных экспедиций.

 

Перерывы для отдыха или обеда питания

Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

  • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
  • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
  • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».

Отдых водителя

Если продолжительность рабочего дня превышает 7 или 8 часов, то водителю может предоставляться дополнительный перерыв на обед. Суммарная продолжительность перерывов не превышает 120 минут.

Обратите внимание! Время, отведенное на обед или отдых водитель должен использовать по прямому назначению, т.е. не выполнять в это время никаких работ. Надзорные органы проконтролировать соблюдение режима практически не в состоянии, но это та рекомендация, к которой стоит придерживаться для снижения утомляемости и уменьшения риска ДТП.

Перерывы между длительными сменами в режиме труда

Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

  • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
  • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
  • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
  • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

Ответственность за неисполнение требований по режиму труда

Ответственность за несоблюдение указанных в статье норм регламентируется КоАП РФ (ст. 11.23). Пункт 3 этой статьи в качестве основного наказания за превышение времени управления автомобилем устанавливает штраф, максимальная сумма которого составляет:

  • 2 тыс. рублей для водителя ТС.
  • 10 тыс. для должностного лица.
  • 25 тыс. рублей для предпринимателя.
  • До 50 тыс. для юрлица.

При этом для юридических лиц ответственность наступает только в том случае, если получится доказать, что водитель превысил время управления ТС не самовольно, а в результате соблюдения официально установленного не предприятия режима работы.

Кроме того, административным штрафом наказывают за выпуск на линию ТС, не оборудованных тахографом или оснащенных прибором несоответствующего образца.

штрафы за несоблюдение режима труда и отдыха водителя

Требования по соблюдению водителями и предпринимателями режима работы/отдыха у контролируются все строже. Чтобы избежать штрафов, а также эффективно бороться с переутомлением, которое может быть весьма опасным, и самим сотрудникам, и должностным лицам нужно изучить нормативы и придерживаться их как можно точнее.

Комментировать

avatar