Спутниковый мониторинг транспорта

Спутниковый мониторинг транспорта

Спутниковый мониторинг транспорта – это система, позволяющая отслеживать в реальном режиме местоположение любого подвижного объекта. В основе системы:

  • системы спутниковой навигации;
  • оборудование для передачи сигнала на базе радиочастотного передатчика, или работающего на базе сотовой связи;
  • цифровые карты и персональный компьютер или ноутбук для обработки поступившей информации.

Мониторинг транспорта наиболее востребован транспортными и логистическими компаниями, нуждающимися в наиболее оптимальном распределении машин по маршрутам.

В основе принципа действия системы – отслеживание и проведение последующего анализа координат автомобиля, как в пространстве так и во времени. При выборе системы можно ориентироваться на один из двух возможных вариантов:

  • online – перемещение машины отслеживается, а координаты передаются диспетчеру непрерывно с момента выезда из гаража до точки прибытия;
  • offline – считывание и передача данных производятся только в определенных пунктах.

Для установки непосредственно на автомобиле предназначен специальный модуль (трекер), который включает в себя:

  • приемник сигналов от спутника;
  • модуль для записи, хранения и передачи данных о координатах машины.

При получении сигнала от внешнего источника (спутника) сигнал обрабатывается, сохраняется в модуле записи. При необходимости передается сигнал, содержащий данные о местоположении автомобиля в определенный промежуток времени.

Передача сигнала на внешний запрашивающий модуль возможна при условии использования сотовой связи. Выбор оператора – вопрос личных предпочтений пользователя. Передача сигнала диспетчеру возможна в виде текстового сообщения, возможно и отображение на карте.

Offline-вариант не предусматривает передачу данных диспетчеру. Это дает возможность не использовать мобильную связь для передачи данных и монтировать на автомобилях модули с меньшим количеством функций, соответственно, с более низкой стоимостью.

Приемники сигналов могут работать с использованием стандартов NAVSTAR GPS или ГЛОНАСС. Последний вариант для России более предпочтителен с точки зрения законодательства. В соответствии с планируемыми законами все автомобили должны быть оборудованы спутниковой навигацией с использованием стандарта ГЛОНАСС. Если говорить о сравнении ГЛОНАСС и NAVSTAR GPS, то оба варианта обладают высокой точностью при определении координат машины на местности и примерно одинаковой стоимостью.

Задачи спутникового мониторинга транспорта

Использование систем спутникового отслеживания передвижений автомобилей помогает в решении многочисленных задач, например:

— в автоматическом режиме определяются координаты машины, скорость передвижения. Если машина – рефрижератор, возможно отслеживание температурного режима. Водитель при поездках по новому маршруту получает необходимую информацию о поворотах, скоростном режиме и т. д.;

— контроль действий водителя и израсходованного топлива, оптимизация маршрутов, контроль своевременной доставки скоропортящихся или ценных грузов;

— возможность отследить угнанную машину в минимальные сроки. Водитель в аварийной ситуации имеет возможность передать сигнал диспетчеру или в службу спасения.

Техническая реализация системы спутникового мониторинга

В систему спутникового мониторинга автотранспорта включаются:

  • на транспортное средство монтируется модуль, работающий в стандарте GPS или ГЛОНАСС и оснащенный трекером, предназначенным для получения и обработки сигналов от спутника. Этот же модуль передает диспетчеру сигнал о месторасположении машины. Для передачи сигнала могут использоваться: мобильная связь, УКВ-связь, стандарты GSM или CDMA. Радиосвязь остается актуальной для значительной территории России, не имеющей стабильной сотовой связи, например, Крайнего Севера или Дальнего Востока;
  • компьютер с предустановленным ПО. Основное назначение сервера – прием, обработка, анализ поступившей информации. Возможна установка дополнительного компьютера, предназначенного для работы диспетчерской команды.

Транспортные компании, использующие системы спутникового мониторинга отмечают, что расходы на ГСМ снизились на 25%, сократилось время необоснованных простоев в пути, маршруты передвижения максимально сокращены и оптимизированы.

Покупатель может выбирать трекеры и контролеры на свое усмотрение. Значительная часть производителей предусматривает одинаковый набор выполняемых функций:

  • определение положения автомобиля на местности, расчет скорости передвижения;
  • использование сигналов от внешних датчиков, подключенных с использованием цифровых или аналоговых схем;
  • определение параметров оборудования, установленного на машине. Важно: оборудование должно быть снабжено последовательным портом связи. Более современные варианты оснащаются интерфейсом стандарта CAN;
  • при отсутствии связи и невозможности передачи данных диспетчеру должна быть обеспечена возможность хранения;
  • передача данных на компьютер диспетчера или сервер для последующего хранения и обработки.

Изначально большая часть трекеров не предусматривала возможность передачи данных в онлайн-режиме, что объяснялось отсутствием мобильной связи на значительной территории России. Данные только записывались во внутренней памяти трекера. Считывание информации происходило после возвращения автомобиля в гараж. На текущий момент времени данные могут передаваться в непрерывном режиме с использованием любого доступного протокола.

Датчики в системе мониторинга

Получение более достоверной информации о передвижении автомобиля возможно при подключении датчиков на: топливный бак, оси ТС, рефрижератор (при наличии).

Предусмотрены отдельные датчики, фиксирующие работу дополнительного оборудования на спецтехнике: подъемных кранах, грейдерах, бетоносмесителях и т. д. В таки можно установить датчики, фиксирующие наличие пассажира в машине при включенном двигателе.

Различные системы предусматривают как передачу данных в непрерывном режиме, так и запись в память бортового модуля с последующей выгрузкой на сервер по возвращении в гараж или на диспетчерский пункт.

Возможен монтаж датчиков в местах, недоступных для водителя.

Программное обеспечение систем спутникового мониторинга

При общем сходстве функциональных возможностей всех представленных на рынке систем спутникового мониторинга, программное обеспечение отличается даже между моделями, предложенными одним производителем. Принципиальная разница – в предлагаемых возможностях обработки сигналов, формируемых отчетах, наглядности изображений на экране.

В качестве сервера системы можно использовать любой компьютер при условии, что на нем установлено необходимое ПО. В наиболее сложных случаях, при необходимости обрабатывать данные, поступающие от сотен и тысяч машин, возможно использование сети серверов, каждый из которых выполняет определенную задачу.

Используемое ПО для серверов и диспетчерских пунктов условно делится на следующие виды:

  • ПО, устанавливаемое на одном ПК или ноутбуке. Система содержит все необходимые модули для записи и обработки получаемых данных;
  • ПО, содержащее серверную часть и клиентскую часть. Диспетчеры получают доступ только к клиентской части;
  • ПО, оснащенное web-интерфейсом. Для установки и полноценной работы достаточно компьютера, имеющего выход в интернет.

Последний вариант является более сложным с точки зрения архитектуры. Все необходимые модули распределяются между отдельными серверами.

Для первого и второго вариантов не требуется наличие интернет-связи. Третий вариант на данный момент времени становится наиболее востребованным всеми крупными логистическими компаниями, работающими и в России, и за рубежом.

На стоимость ПО, входящего в систему мониторинга, значительное влияние оказывает используемая картографическая основа. На картах с большей детализацией легче отслеживать передвижение машин.

Для программного обеспечения, рассчитанного на использование клиентской части, доступной для диспетчеров, возможна установка карт непосредственно на компьютеры диспетчеров или иных пользователей. Для систем, основанных на использовании web-интерфейсов, хранение карт на компьютере считается неразумным, но требуется постоянное подключение к высокоскоростному интернету с возможностью загрузки Яндекс-Карт, Карт Google или иного источника, находящегося в свободном доступе.

Функции программного обеспечения

ПО, предназначенное для работы в системах спутникового мониторинга перемещений автотранспорта, предусматривается наличие ряда интерфейсов, предназначенных для разных пользователей. Для защиты от несанкционированного доступа можно систему закрыть паролем. Права доступа каждому пользователю определяются диспетчером или администратором системы.

Большая часть систем, представленных на рынке, выполняет следующие функции:

  • подключение определенного количества трекеров, настройка опций;
  • подключение к системе определенного количества датчиков, установленных на машинах;
  • контроль положения автомобилей, подключенных к системе;
  • контроль состояния датчиков, прием и обработка информации от датчиков и трекеров;
  • контроль соответствия передвижения автомобиля заданному маршруту в любом временном промежутке;
  • создание контрольных точек для получения данных в заданные периоды;
  • контроль передвижений машины в определенной геозоне;
  • получение информации о нарушениях в стандартной работе машины: слишком быстро или слишком медленное передвижение, значительное увеличение расхода топлива за короткий промежуток времени;
  • формирование различных отчетов по запросу пользователя;
  • предоставление информации в графическом виде;
  • передача сообщений водителю, на модуль, установленный в автомобиле. Возможна отправка СМС-сообщений;
  • формирование оптимального маршрута, контроль прохождения определенных точек.
  • Вышеперечисленные функции не ограничивают все предусмотренные системами возможности.

Дополнительно возможно выполнять следующие действия:

  • при необходимости срочно забрать груз или пассажира система определит ближайшую свободную машину;
  • обмен текстовыми сообщениями между водителем и диспетчерским пунктом;
  • обмен голосовыми сообщениями между водителем и диспетчером;
  • контроль технического состояния машины, ведение записей о техсостоянии в автоматическом режиме;
  • для значимых объектов будет определен периметр и площадь;
  • подключение к системе мониторинга с любого доступного мобильного устройства, имеющего доступ к интернету;
  • формирование отчетов в форматах Excel, Pdf, XML, CSV т. д. либо обеспечение возможности экспорта в данные форматы;
  • настройка изображений и интерфейса в зависимости от предпочтений пользователя;
  • получение данных от трекера, установленного в автомобиле, и от любых других устройств, на которых есть соответствующие датчики.