Аналоговые тахографы исключены из эксплуатации в России
С июля 2016 года с российского рынка тахографии «ушли» аналоговые приборы. Контроль над тем, как соблюдаются режимы отдыха и труда в России, теперь будут вести только цифровые устройства, в которых встроен блок криптографической защиты информации (СКЗИ). Приказом Министерства транспорта РФ № 273 от 21.08.2013 определены периоды для оснащения грузового транспорта тахографами. Теперь под штрафные санкции не попадут транспортные средства, осуществляющие междугородние рейсы только при условии наличия в них тахографов с блоками СКЗИ. Что касается транспорта, осуществляющего международные перевозки, то в рейсы он будет допускаться с контрольными приборами, которые отвечают нормам Европейского соглашения, регламентирующего работу экипажей транспортных средств (ЕСТР).
Кроме этого, в течение порядка двух лет в грузовом и пассажирском транспорте могут оставаться тахографы, попадающие под нормы технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств» в рамках правительственного постановления номер 720. Данная отсрочка продлится до 1 января 2018 года, и условием ее действия будет являться факт того, что установка прибора на транспортное средство была произведена до того, как вступил в силу приказ номер 273, иными словами – до 28 февраля 2014 года. Кроме этого, необходимым станет использование карты, отвечающей за обеспечение некорректируемой регистрации данных
Постановление номер 720, как и ранее существовавший технический регламент, прекратили свое действие в 2015 году. Вместе с тем, эти документы перестали быть актуальными для большинства предприятий, озадаченных установкой тахографов, раньше – сразу после того, как вышел приказ Минтранса № 36 от 13 февраля 2013 году. Причина одна, и она очевидна: в постановлении 720 говорится о тахографах, не имеющих блоки СКЗИ, и не попадающих под нормы, предусмотренные европейской сертификацией. Получатся, что такие устройства не являются надежными, а, значит, их замена также необходима.
Справедливости ради стоит отметить, что далеко не все перевозчики стремятся к соблюдению законодательных норм, а рынок всё так же имеет в своем составе мастерские и производителей, продолжающих заниматься установкой уже устаревших приборов, о которых шла речь в постановлении номер 720. Большое количество владельцев транспорта направили обращения с негативной оценкой работы недобросовестных мастерских, которые по-прежнему практикуют установку устаревших приборов.
Из истории российской тахографии
Установку приборов, осуществляющих контроль соблюдения режимов труда и отдыха, нельзя назвать чем-то совершенно новым, поскольку еще в 90-ых годах в нашей стране начали вести активные обсуждения о необходимости установки тахографов на грузовой и пассажирский транспорт. К тому времени европейски страны уже могли «похвастаться» опытом весьма активного использования приборов, соответствующих нормам ЕСТР.
На первых порах российское законодательство дополнили нормой, в соответствии с которой прибор на пассажирский транспорт, вмещающий от 20 пассажиров и на грузовые транспортные средства, массой более 15 тонн, обязательно должен устанавливать изготовитель. Однако в связи с отсутствием налаженного взаимодействия между заказчиком с одной стороны и производителем с другой – возникали ситуации, при которых специалисты заводов даже не получали информации о том, каким видом перевозок занимается то или иное транспортное средство. По этой причине тахографы в большинстве случаев просто не устанавливали.
Вопрос был снова взят на рассмотрение лишь в 2009 году, в связи с вступлением в силу технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». В этом документе был обозначены категории и типы транспорта, которые в обязательном порядке должны быть оборудованы тахографами. Периодом их установки называлось 23 января 2012 года. Однако никакой ответственности за случаи отказа от установки приборов не предполагалось, в этой связи среди транспортников не наблюдалось стремления к установке приборов. В 2012 году был изменен Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», и владельцев транспортных средств обязали оснащать свой транспорт приборами, осуществляющими в непрерывном режиме некорректируемую регистрацию данных о скоростном режиме, маршруте и чередовании рабочих режимов водителей.
Согласно постановлению Правительства РФ № 1213, Минтранс получил полномочия, позволяющие ведомству утверждать порядок установки тахографов на транспорт. В 2013 году Министерством транспорта были выпущены два приказа: первый под номер 36 определял требования, предъявляемые к тахографам, категории, виды, транспорта, нормы использования приборов и др. Второй – приказ номер 273 –регламентировал алгоритм, а также периоды, принятые для установки тахографов.
Регулирование на современном этапе
В Минтрансе рассказали о том, что сегодня сфера тахографии основывается на нескольких документах, включая Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), статью 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказы Минтранса № 36 и № 273. За контроль над тем, как соблюдаются законодательные требования, отвечают инспектора ГИБДД и Ространснадзора. Сумма штрафных санкций за случаи нарушения определена статьей 11.23 КоАП РФ и равна 1-3 тысячам рублей для водителей и 5-10 для должностных лиц. Как рассказали в Росстандарте, использование тахографов попадает под сферу государственного контроля. При этом тахографы должны проходить испытания с целью определения типа и проверки прибора. Процесс испытаний предполагает оценку метрологических параметров приборов. Сведения касательно тахографов, которые прошли испытания с целью определения их типа и характеристик, содержит Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. После того, как испытания завершаются, выдается свидетельство, в рамках которого утверждаются средства измерения, гарантирующие право использования тахографов.
Вопросы сертификации попадают в ведение коммерческих предприятий, а процесс проверки попадает под государственный контроль. Испытательными лабораториями выдаются сертификаты, определяющие параметры соответствия приборов нормам технического регламента «О безопасности колесных транспортных средств». Получение сертификата становится возможным при условии предоставления в лабораторию общего технического описания типа компонентов ТС, макетов маркировки, регистрационных документов изготовителя.
Вместе с тем, генеральный директор ЗАО «Атлас-карт» Виктор Прокопенко отметил, что, если сертификат есть, то это лишь подтверждает факт отсутствия вмешательства и негативного влияния в то или иное транспортное средство. При этом наличие сертификата вовсе не позволяет говорить о соответствии прибора актуальному на сегодняшний день законодательству.
Планы на будущее На современном этапе тахограф, как и компоненты системы контроля, которые с ним связаны, дают возможность водителям, представителям компаний и органам контроля следить над тем, как соблюдаются нормы логистики, что в свою очередь способствует повышению эффективности работ. Сегодня тахографом осуществляется постоянная некорректируемая регистрация скорости, расстояния, рабочих режимов водителей. скоростного режима, пройденного расстояния, времени работы и отдыха водителя. Представители Росстандарта подтвердили, что сегодня под требования приказа № 36 попадает большинство основных моделей тахографов. Одним из плюсов использования уже проверенных приборов является подтверждение того, насколько точными являются параметры прибора. Кроме этого, результаты измерений устройства получают юридическое подтверждение.
Однако факты надежности и безопасности использования цифровых приборов в рамках приказа 36 нередко остаются без внимания. Согласно информации Госавтоинспекции МВД России, в прошлом году прошло оформление 386 725 штрафов, попадающих под статью 11.23 ч.1 КоАП РФ. Количество штрафов, которые были оформлены по факту отсутствия приборов контроля отдыха и труда, в 20 раз превысило число штрафов, выписанных за случаи несоблюдения водителем рабочих режимов.
По словам эксперта ассоциации «РусТахоКонтроль» Геннадия Мирошина, все эти результаты являются следствием того, что в нашей стране, по сути, отсутствует единый регулирующий документ в области тахографии. Как пояснил генеральный директор «Движения без опасности» Вадим Мельников, сегодня крайне важно увеличить границы ответственности участников рынка. Не для кого ни секрет, что на сегодняшний день организации ничуть не реже сталкиваются с проблемой оснащения транспорта «левыми» приборами, нежели со случаями отсутствия тахографов. При этом Мельников подтвердил, что медленно, но верно ситуация входит в нормальное русло, и число нарушений, зафиксированных по факту нарушения статьи 11.23 КоАП РФ (за отсутствие тахографов), значительно уменьшилось. Получается, в транспортных компаниях пытаются соблюдать закон и потому начинают устанавливать требуемые приборы на свои транспортные средства. Однако порядка половины транспортных средств принадлежит физическим лицам, освобожденных от обязательства по установке тахографов, что, безусловно, пока остается некой проблемой. К счастью, ее решение будет достигнуто уже в самом ближайшем будущем, поскольку в рамках осенней сессии будет принят проект поправок, которые дополнят федеральный закон «О безопасности дорожного движения» и КоАП.