Для чего нужна карта предприятия для тахографа
Для чего нужна карта предприятия для тахографа и обязательно ли ее оформлять — вопросы, которые возникают довольно часто. В отличие от карточек водителя, без которых тахограф просто не будет корректно работать, электронный ключ компании используется по более сложному алгоритму. Это и приводит к возникновению разночтений в трактовке законов.
Разобраться, для чего нужна карта предприятия для тахографа и как ее оформить, мы попытаемся в этой статье. Кроме того, рассмотрим основные функции электронного ключа и периодичность его замены.
Обязательно ли использование карты предприятия?
Разобраться в том, нужно ли оформлять карту предприятия для тахографа, поможет анализ ее функций:
- Если компания использует грузовики, автобусы или микроавтобусы для коммерческих рейсов, то все они обязательно оснащаются бортовыми самописцами.
- Для доступа к функционалу установленных на ТС тахографов каждый водитель применяет индивидуальную карту.
- В память прибора записываются данные о режиме работы, скорости, пройденной дистанции и других параметрах движения ТС. При этом объем встроенной памяти ограничен, потому закон обязывает руководителей транспортных предприятий выгружать данные с тахографа, хранить их и предоставлять для проверки.
Выгрузить данные из памяти тахографа можно одним способом – получив к ним доступ с помощью карты предприятия. Таким образом, без карточки невозможна работа транспортной компании или транспортного департамента: отсутствие выгрузки и хранения данных будет выявлено при любой проверке. Как результат – санкции согласно ст. 11.23 КоАП РФ:
- Штраф до 50 тыс. рублей.
- Приостановка деятельности организации на срок до 90 дней.
Так что карта предприятия для тахографа нужна обязательно: без ее оформления и регулярного использования не получится выполнить требования законодательства.
Карты предприятия: принцип действия и функции
Конструктивно карточка предприятия, которая обязательна для выгрузки данных с тахографа, практически не отличается от индивидуальной тахокарты водителя, или чип-карточки мастерской. В пластиковую основу встраивается электронный чип, на котором содержится уникальный цифровой ключ. С помощью этого ключа руководитель компании или другое ответственное лицо получают доступ к функционалу прибора.
Основные функции:
- Доступ к сведениям, которые тахограф фиксирует в памяти во время движения ТС.
- Возможность выгрузки информации на внешний носитель (USB-диск) или ее распечатки для анализа.
- Блокировка данных, которая исключает доступ посторонних к информации, хранящейся в памяти тахографа.
Карточки предприятия не универсальны, т.е. для тахографов СКЗИ и ЕСТР используются разные электронные ключи. Если компания выполняет как внутренние рейсы, так и рейсы на международных маршрутах, то обязательным будет оформление карт двух типов.
При выгрузке данных с пробора с помощью карточки электронный ключ помещается в гнездо, а в разъем на тахографе устанавливается USB-диск. При работе с картой СКЗИ также вводится пин-код – после этого происходит выгрузка информации на диск. В дальнейшем данные можно хранить на жёстком диске или в облаке, предоставляя их по запросу представителям уполномоченных органов.
Как получить карту компании?
Карточка предприятия оформляется для предприятий различных форм собственности, при этом получить их может как юрлицо, так и индивидуальный предприниматель. Обязательное условие получения – регистрация в РФ.
Электронный ключ может быть оформлен:
- На самого предпринимателя.
- На имя руководителя компании.
- На имя должностного лица (например, руководителя транспортного департамента).
Если у компании есть несколько подразделений (филиалов в разных регионах), то для упрощения работы можно оформить несколько карт предприятия.
Пакет документов при получении цифрового ключа для доступа к памяти тахографа отличается для карт СКЗИ и ЕСТР. Если на предприятии используются только тахографы российского образца с блоком НКМ, то к заявлению на выпуск тахоркарты (его заполняют от руки на специальном бланке) прилагают:
- Форму согласия на обработку персональных данных.
- Копии документов лица, на которое оформляется карточка (директор, руководитель департамента, ИП).
- Копия приказа о назначении ответственного лица.
- Реквизиты предприятия (заверяются печатью и личной подписью руководителя).
- Копии свидетельства о регистрации компании, ИНН организации.
Обратите внимание! На заявлении должна присутствовать личная подпись того человека, на имя которого оформляют цифровой ключ. Эта же подпись полиграфическим способом переносится на пластиковую основу и используется для идентификации держателя.
Для получения карты ЕСТР также предоставляют:
- Копию ОРГН.
- Копию устава организации/компании.
Периодичность замены карточки
Срок службы чип-карты предприятия ограничен и составляет 5 лет с момента выпуска. Это значит, что до наступления указанного на самой карточке срока нужно подать заявление на перевыпуск. Обычно это делают не позднее, чем за 15 рабочих дней (именно столько занимает стандартная процедура производства чипа). При выдаче новой тахокарты предприятия старая сдается и утилизируется.
Поводом для повторного изготовления может стать также выход чипа из строя. Типичные причины поломок:
- Механические повреждения.
- Воздействие высоких температур.
- Электромагнитное излучение.
В этих и других случаях тахограф не будет распознавать цифровой ключ, и выгрузку данных из памяти сделать не получится. Чтобы избежать штрафных санкций (нарушением считается отсутствие выгрузки в течение 56 суток и более), нужно при первых признаках неисправности обратиться в компанию, которая занимает первопутком тахокарт.
Любому предприятию, которое использует технику для коммерческих рейсов. Обязательно нужна карта компании для тахографа. Без нее невозможно выгружать и хранить всю собранную фортовыми самописцами информацию. Поэтому следует позаботиться об оформлении смарт-карты, а также – о ее своевременно замене.