Как пользоваться тахографом с картой водителя
Увы, даже те, кто регулярно управляют ТС с бортовыми самописцами, не всегда знают, как пользоваться тахографом с картой водителя правильно (и при этом не дать повода для претензий со стороны проверяющих органов). На практике особых сложностей в освоении алгоритма нет – но иногда у водителя просто не хватает времени (или мотивации) разобраться в функционале прибора.
Понять, как пользоваться тахографом с картой, можно, внимательно изучив эту статью. В спорных ситуациях стоит обращаться к инструкции: несмотря на схожий принцип действия большинства тахографов в функционале разных моделей есть отличия. Но обычно и базовых знаний хватает, чтобы не совершать ошибки – этого достаточно для езды без штрафов.
Содержание
- Карта водителя: принцип действия и назначение
- Пошаговая инструкция по использованию тахографа с картой
- Распечатка данных с тахографа
- Какая бумага используется для печати с тахографа
- Заключение
Карта водителя: принцип действия и назначение
Чтобы правильно использовать карту водителя для тахографа, нужно хотя бы в общих чертах понимать принцип их действия:
- Для контроля основных параметров движения (в первую очередь – временных интервалов, которые водитель проводит за рулем) на транспортное средство устанавливается бортовой самописец. Он фиксирует в памяти информацию, которая собирается с датчиков скорости и других узлов автомобиля, и при необходимости предоставляет собранные данные для контроля (например, в виде распечатки по требованию сотрудников ДПС).
- Доступ к функционалу тахографа и идентификацию водителя обеспечивает личная карточка. Она представляет собой пластиковую карту стандартного размера с электронным чипом. На электронный модуль карты записывается уникальный цифровой ключ, который опознается тахографом и обеспечивает активацию прибора. Таким образом, при распечатке или анализе выгруженных из памяти устройства данных можно узнать, кто именно управлял машиной в тот или иной момент.
В РФ допускается использование тахографов 2 типов – ЕСТР для международных рейсов и приборов с модулем СКЗИ для внутренних (только на территории Российской Федерации). Карты водителя для таких устройств отличаются, потому иногда водителю приходится оформлять обе карты тахографа и использовать их с соответствующими приборами.
Сам тахограф, установленный на автомобиле, должен соответствовать ряду требований. Прибор обязан входить в список устройств, разрешенных к применению в РФ. Его монтаж, активацию калибровку выполняют только сертифицированные организации. Использование неисправного, не активированного или не поверенного вовремя тахографа, управление ТС без индивидуальной карты водителя или с чужой чип-картой – все это нарушения, которые наказываются административными штрафами.
Пошаговая инструкция по использованию тахографа с картой
Алгоритм использования тахографа с картой водителя несложен. Достаточно соблюдать аккуратность и каждый раз правильно воспроизводить все действия в нужной последовательности – очень скоро все навыки будут отточены до автоматизма. Переход с одной машины на другую тоже не должен стать проблемой – отличия в функционале разных моделей тахографов есть, но они не настолько значительны, чтобы создать затруднения (особенно опытному водителю).
Обратите внимание! В статье мы приводим общий алгоритм. Незначительные отличия, связанные с разным подходом к проектированию интерфейсов у разных моделей тахографов, вполне возможны. В спорных ситуациях стоит ориентироваться на инструкцию производителя.
Итак, как пользоваться тахографом?
- Перед началом работы (до пуска двигателя!) личная карта водителя помещается в приемное устройство тахографа до характерного щелчка. Чип при этом должен находиться с верхней стороны карты.
- После этого карточка активируется – водитель вводит уникальный pin-код. Если 3 раза ввести pin неправильно, карта будет заблокирована, пользоваться ею будет невозможно. Самая частая причина блокировки карточки тахографом – попытка активации карты напарника своим pin-кодом.
- Обратите внимание! Чтобы разблокировать карту или сменить pin на более удобный, нужен PUK-код. Он указывается в документации, которая идет в конверте с картой при ее изготовлении. Чтобы PUK был под рукой, документацию к карточке стоит возить в машине.
- В ситуации, когда ТС находится под управлением двух человек, напарник водителя выполняет те же действия (для этого в тахографе предусмотрен второй слот для карты).
При успешной активации карточки (она установлена правильно и pin принят) на экране высвечивается фамилия водителя и его инициалы. Отсутствие этой информации – свидетельство того что карточка либо неисправна, либо неправильно установлена. Во втором случае водителю можно попробовать извлечь карту и активировать ее повторно. При поломке чип-карты не допускается выход в рейс, если же поломка произошла в рейсе – ездить без карточки можно не дольше 15 дней, ведя регистрацию режима работы вручную.
При успешной активации карточки можно пользоваться функционалом тахографа. Первая задача – указать, что делал водитель до того, как начать управление автомобилем. Доступен выбор нескольких режимов:
- Режим “Отдых” – если водитель только вышел на смену и до посадки в салон ТС не выполнял работ.
- Режим “Работа” – если до этого он был занят другой рабочей деятельностью.
В некоторых моделях тахографов есть еще и режим “Готовность” – его рекомендуют выбирать, если водитель выполнял задачи по охране автомобиля или перевозимых материальных ценностей.
Способ фиксации режимов зависит от конкретной модели установленного контрольного устройства. Некоторые тахографы требуют подтверждать “ручной ввод” нажатием кнопки, иначе введенные в память данные будут зафиксированы некорректно. Также возможно автоматическое определение режима – например, при включенном зажигании тахограф фиксирует режим “Работа” вне зависимости от того, что указал водитель. В любом случае информация о текущем режиме отображается на экране прибора.
При начале движения алгоритм будет таким:
- Режим “Вождение” активируется прибором автоматически – как только машина начинает двигаться, на экране появляется пиктограмма с изображением руля. Отключить этот режим или задать его вручную водитель не может.
- Если в момент начала движения в слоте прибора не будет активированной карты, на экране появится предупреждающая надпись. В этом случае нужно остановиться, вставить карточку и активировать ее, введя pin-код. Ехать, игнорируя надпись “управление без карты”, нельзя – даже кратковременное нарушение будет отражено в памяти тахографа и может стать поводом для претензий со стороны проверяющих.
- После прибытия на место или точку временной стоянки нужно проверить текущий режим работы тахографа. Режим “Отдых” устанавливается водителем вручную или фиксируется самим тахографом (при выключении зажигания).
Все эти манипуляции нужны для того, чтобы в памяти тахографа зафиксировалась объективная картина, отображающая нагрузку на водителя и подтверждающая отсутствие переработок (а значит, и переутомления). Для этого первый интервал работы должен составлять не более 4 часов, последующие – не более 2 часов каждый с перерывами от 15 минут до 2 часов. Причем во время перерывов не допускается выполнение других работ – водитель должен именно отдыхать (во всяком случае, по тахографу).
Обратите внимание! При выполнении международных рейсов с тахографом ЕСТР водитель должен соблюдать другие правила распределения труда и отдыха. Но суть остаётся та же – нельзя превышать ни отдельные интервалы вождения, ни суммарный “наезд” за сутки/неделю.
После завершения управления ТС карта извлекается из гнезда нажатием специальной кнопки. Хранить ее нужно так, чтобы исключить повреждение в результате перегрева, механических воздействий и контакта с электромагнитным излучением.
Распечатка данных с тахографа
По требованию представителя проверяющих органов (ДПС, ГИБДД либо Ространснадзор) водитель должен предоставлять распечатку данных с прибора. Отказ от распечатки или невозможность выполнить печать (закончилась бумага, не работает встроенный принтер) расцениваются как нарушение и почти всегда приводят к штрафу. Чтобы избежать этого, стоит разобраться в том, как распечатывать данные с тахографа.
Делается это несложно. Для печати данных:
- Водитель входит в главное меню прибора.
- Выбирает функцию “Печать”.
- Выбирает данные для распечатки.
Обычно приходится распечатывать данные о рабочем режиме водителя (интервалы вождения отдыха, общее время управления ТС) или данные о техническом состоянии автомобиля. Также на печать может выводиться тахограмма с указанием графика движения ТС и изменения скорости. Сотрудник ДПС также может потребовать распечатать другие данные – например, при подозрении на неисправность самого прибора для оценки его технического состояния.
Какая бумага используется для печати с тахографа
Согласно действующим требованиям, тахограф должен в любой момент предоставлять распечатку собранных данных, которые хранятся в памяти прибора. Обязательное условие для этого – наличие в лотке принтера рулона термобумаги. Кроме того, не менее двух полных рулонов должно быть в кабине водителя для замены – они используются в ходе рейса, если периодически возникала потребность распечатывать данные по требованию проверяющих.
Для печати применяется бумажная термолента (бумага, обработанная реактивом) шириной 57 мм. Основные характеристики:
- Термостойкость – от +40С и более (нужна для корректной работы термопечати).
- Влагостойкость – не менее 90%.
- Светостойкость – от 5000 Лк.
Лучший вариант – специальная бумага, предназначенная для использования в принтерах цифровых тахографов. Применение кассовой ленты (даже подходящей по толщине/ширине) не допускается, потому что с высокой вероятностью это приведет к поломке печатающего механизма.
Желательно покупать термобумагу с диаграммной сеткой. Во-первых, так распечатка получается боле наглядной, во-вторых – при выходе из строя самого тахографа или карты к нему водитель может самостоятельно вести записи на рулоне. Сетка в этом случае поможет сориентироваться и не сделать очевидных ошибок.
Заключение
Тахограф – прибор достаточно простой в использовании, потому что его интерфейс проектируют с расчётом на максимально интуитивное управление. В то же время водителю стоит потратить несколько минут на изучение инструкции и разобраться со всеми функциями прибора (особенно, если он впервые работает с этой моделью). Следует также придерживаться ряда правил:
- Использовать только личную карту.
- Не забывать активировать карту перед началом движения ТС.
- Следить за тем, какой режим работы отображается на дисплее.
- Вовремя менять бумагу в принтере и следить, чтобы печатающее устройство было исправным.
Соблюдение этих простых правил работы с тахографом даст вам возможность избежать штрафов и ненужных задержек в пути при любых проверках.