Карта водителя

Карта водителя — обязательный элемент для работы с цифровым тахографом, который ставится на транспортные средства. Электронный чип карты содержит данные о держателе, а также используется для хранения записанной прибором информации о параметрах движения, времени, проведённом за рулем и т.д.

При эксплуатации тахографа карта устанавливается в один из его слотов и активируется — для этого водитель вводит уникальный ПИН-код. После активации карта используется в автоматическом режиме — бортовой цифровой самописец фиксирует запуск двигателя, скорость транспортного средства и другие параметры, подлежащие контролю.

Разновидности карт водителя для тахографа

В России действующее законодательство допускает эксплуатацию тахографов двух основных разновидностей:

  • На ТС, которые выполняют рейсы только внутри государства, ставится прибор, внутри которого находится блок СКЗИ. Этот блок отвечает за шифрование данных и их криптографическую защиту. Для работы с таким самописцем нужна карта водителя СКЗИ — система шифрования электронного чипа на такой карте водителя совместима с системой шифрования на криптографическом модуле тахографа (НКМ).
  • приборы с СКЗИ нельзя вывозить за границу, кроме того, они не отвечают стандартам, прописанным в межгосударственных соглашениях. Поэтому для международных рейсов на автомобили ставят тахографы ЕСТР. Карта водителя ЕСТР совместима только с такими приборами — для аппаратуры с модулями СКЗИ она не подходит.

Таким образом, водителю, который работает на разных маршрутах, может понадобиться сразу две карты. Для внутренних рейсов придется сделать карту СКЗИ, для международных — карту ЕСТР.

Стоимость карты водителя

Изготовление карты водителя связано с определенными расходами. В цену включают:

  • Себестоимость карты (точнее, цену завода-изготовителя). По закону выпуск карт возможен только на одном предприятии, так что рыночного ценообразования нет — все смарт-карточки выпускаются по фиксированным тарифам (они отличаются для СКЗИ и ЕСТР).
  • Наценку компании, которая отвечает за выпуск карты. Напрямую заказать карту водителя на заводе нельзя — производитель сотрудничает только с сертифицированными организациями. Такие организации взымают плату за сбор документов. Организацию выпуска карт, а также же дополнительные услуги — например, срочный выпуск, подготовку фото или расширенную гарантию.
  • Расходы на доставку карты водителю. Держатель может получить карту несколькими способами, и от этого зависит итоговая цена.

Также стоит учесть, что компании, которые занимаются выпуском карт, могут предлагать оптовые цены при единовременном заказе большого количества карточек. Этим пользуются крупные транспортные предприятия, которые заказывают карты для водителей массово, сокращая накладные расходы.

Где можно заказать карту для тахографа?

Согласно действующим в РФ нормативным документам заказать карту водителя можно в любом из филиалов ФБУ «Росавтотранс». При этом также возможен заказ и получение карты в сертифицированных ФБУ организациях.

Наша компания входит в перечень организаций, которые могут собирать документы и передавать предприятию-изготовителю заказы на выпуск карт для тахографа. Мы работаем на основании действующих разрешительных документов, при этом строго контролируем соблюдение сроков получения карт будущими держателями. Кроме того, в нашей компании можно восстановить карту водителя при ее утере или выходе электронного чипа из строя.

Требования к держателю карты водителя

Получить карту водителя для тахографа может физическое лицо при соблюдении нескольких требований:

  • Наличие действующего водительского удостоверения категории «С», «D», «E».
  • Гражданство РФ или постоянное (185 дней в году или более) проживание в РФ, подтвержденное документально.
  • При первичном оформлении — отсутствие действующей карты водителя (СКЗИ/ЕСТР).
  • Для грузовых ТС грузоподъёмностью до 7500 кг — возраст от 18 лет.
  • Для других грузовых ТС — возраст от 21 года.
  • Для пассажирских ТС — возраст от 21 года, а также не менее 1 года водительского стажа на грузовой или пассажирской технике.

Документы для оформления карты водителя

Карта водителя для тахографа выпускается заводом-изготовителем на основе заявления, которое держатель заполняет на бланке установленного образца. К заявлению прилагается пакет документации, который включает:

  • Форму согласия на обработку личных данных.
  • Копию паспорта (документа, который удостоверяет личность водителя).
  • Копию документа, который подтверждает право на управление ТС соответствующей категории.
  • Копию СНИЛС.

Также необходимо предоставить фотографию — черно-белую, размером 35х45 мм. Требования к фото, выдвигаемые ФБУ «Росавтотранс», достаточно жёсткие — потому многие компании, которые организуют выпуск карт водителя, сами организуют съёмку фото при подаче документов. Это дает возможность уменьшить процент возвратов при подаче заявок на изготовление карточек.

Процесс получения карточки водителя

Чтобы получить карту водителя нужно:

  • Заполнить заявление.
  • Собрать пакет документов.
  • Заявление с документами передать в организацию, которая занимается выпуском карт водителя для тахографа — лично (в офисе), курьером. Почтой или по электронной почте.
  • Оплатить выпуск карты и предстать подтверждающие оплату документы.

После оплаты завод-изготовитель приступит к работе — а готовую карту можно будет получить курьерской доставкой или по почте. Выдача карты также возможна в офисе компании-оператора — если водителю удобно, то он может сам приехать в условленное время и забрать конверт с карточкой и сопроводительной документацией.

Сроки выпуска карточки и частота замены

В среднем операторы обещают выпустить карту водителя для тахографа СКЗИ или ЕСТР в течение 10-15 рабочих дней . Этот срок во многом зависит от загруженности предприятия-изготовителя и наличия материалов, но обычно на 2 недели можно рассчитывать.

Кроме того, в законодательной базе прописаны конкретные сроки, касающиеся работы ФБУ «Росавтотранс»:

  • Не более 2 дней — на регистрацию заявления.
  • Не более 2 дней — на проверку сведений, указанных в заявлении, и предоставленных копий документов.
  • Не более 5 дней — на принятие решения о выдаче карты заявителю или об отказе в выпуске карточки для тахографа.
  • Не более 15 дней — с момента регистрации заявления до выдачи карты.

Кроме того, необходимо закладывать запас времени на доставку готовых смарт-карт компании-оператору, а также на их пересылку почтой или курьерской службой держателю. Таким образом. По истечении срока службы о замене карты нужно подумать заранее.

Ограниченный объем модуля памяти на электронном чипе, а также другие конструктивные особенности приводят к тому, что карту нужно периодически менять. Сроки замены для карт водителя обоих типов будут одинаковыми:

  • Для тахографов ЕСТР — 3 года.
  • Для тахографов с блоком СКЗИ — 3 года.

Дата, до которой действительна выданная предприятием-оператором смарт-карта, указывается на самом пластике. Это дает возможность водителю избежать неопрятных ситуаций, связанных с попытками использования просроченной карты. Такой чип не будет принят модулем СКЗИ тахографа, и ошибка зафиксируется в памяти прибора. Эксплуатация ТС с просроченной картой тахографа расценивается как нарушение и при обнаружении в ходе проверки наказывается штрафными санкциями.

Кто оплачивает выпуск тахокарты?

На этот важный вопрос в действующем законодательстве нет однозначного ответа. Есть два подхода:

  • Карта — это элемент бортового тахографа, который нужен для его корректной работы. Таким образом, обязанности по выпуску карту возлагаются на того же, кто обязан оснастить самописцем транспортное средство.
  • С другой стороны — никто, кроме водителя, на которого оформлена карта, не может ею пользоваться. При этом человек может эксплуатировать личную карточку и после увольнения, перейдя на работу в другую компанию.

Для решения этой правовой коллизии чаще всего карта водителя в РФ выпускается за счет транспортного предприятия (работодателя). Если до истечения срока службы личной карточки сотрудник увольняется — остаточная стоимость удерживается из его последней зарплаты, или он возмещает эту сумму иным способом.

Обязанности держателя личной каточки

Основная обязанность лица, которое управляет ТС с установленным тахографом СКЗИ или ЕСТР — иметь действующую карту. Кроме того, водитель обязан:

  • Устанавливать карту в приемный слот контрольного устройства перед началом движения, и извлекать ее из приемного слота после завершения рабочей смены.
  • Минимум раз в 28 дней считывать собранные данные и переносить их на внешний носитель.
  • Обеспечивать сохранность карты, избегая механических повреждений и электромагнитных воздействий. Также причиной поломки электронного чипа может стать длительный контакт с влагой или воздействие высоких температур (в том числе прямых солнечных лучей).
  • Хранить сопроводительную документацию в месте, недоступном для посторонних. Связано это с тем, что в конверте с карточкой производитель передаёт PUK-код. Этот код может использоваться третьими лицами для разблокировки карты водителя и несанкционированного ее использования.

Соблюдение правил эксплуатации личной карточки водителя, а также своевременная ее замена по истечении срока службы даст возможность избежать претензий со стороны контролирующих органов.

Комментировать

avatar