Новый закон обяжет физлиц ставить тахографы
16 октября 2018 года Госдума РФ приняла новый Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (проект № 262341-7) в котором обозначена обязанность физических лиц, владеющих транспортными средствами категории M2 (автобусами), устанавливать тахографы. Проект рассмотрели и утвердили в третьем чтении.
Важное новшество основано на ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения». Утвержденным Госдумой проектом предписано устанавливать тахографы в автомобили категорий М2 и М3 (транспорт массой до 3,5 тонн, в которых 8 и более сидячих мест без учета сиденья водителя) принадлежащие и эксплуатируемые физическими лицами.
Таким образом, выходит несостыковка с другим документом – Техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» от 2011 года, а именно с прописанными в нем отличительными особенностями автобусов и грузовиков категорий N2 и N3. Что это – намеренное ограничение видов транспорта, используемых физическими лицами или еще один яркий пример недоработок действующего законодательства? Пока неясно. На сегодня известны лишь сроки и порядок установки тахографов в автомобилях. Они прописаны в приказах Министерства транспорта №36 и №273 соответственно. Получается, что принятие Федерального закона повлечет за собой переработку этих приказов.
Тахограф для физических лиц
Следующий корректив тоже коснулся тахографии, точнее, конкретного назначения приборов. Изначально тахограф придуман для того, чтобы работодатель отслеживал, сколько времени водитель проводит за рулем и сколько отдыхает. Так называемый «режим труда и отдыха» физлица соблюдать попросту не могут, поскольку использование транспорта в личных целях происходит вне трудового законодательства.
Следует отметить, что положение о труде и отдыхе создано, чтобы на дорогах возникало меньше аварий, причиной которых являются уставшие и невнимательные водители. Режим отдыха ограничивает максимальное количество часов, которое перевозчик проводит за рулем транспортного средства. Также это положение предусматривает разработку графиков рабочих смен с указанием конкретного времени, порядок предоставление выходных дней, конкретизацию льгот или премий за переработку. Суть в том, что все это существует только в рамках трудового договора между работодателем и исполнителем и не распространяется на физических лиц. Соответственно, чтобы закон работал и на дорогах случалось меньше аварий, нормативы времени должны быть определены не только в рамках трудовых отношений, но и для обычных водителей, использующих автомобили в личных целях.
В новой редакции закона ФЗ-196 тахограф определён иначе
Возвращаясь к тахографу, его значение в новой редакции ФЗ №196 изменится. Теперь приборы фиксируют маршрут движения ТС, скорость передвижения, количество часов за рулем и время отдыха перевозчика. Выходит, что теперь тахограф собирает два пакета информации: один в рабочее время, второй – вне трудового договора. Например, когда работник возвращается домой или пользуется служебным авто после смены.
Более того, Федеральный закон обяжет перевозчиков самостоятельно вести учет времени и отдыха. Поправки коснутся правил дорожного движения: планируется ввести единый норматив времени для водителей любых категорий.
Лицензия на пассажирские перевозки
Третье нововведение – это обязанность оформлять лицензию на пассажирские перевозки в личных целях. Такие процессы сейчас не нужно оформлять документально – это хитрая лазейка в нашем законодательстве. Проект призван восстановить справедливость, сделать перевозки безопаснее и минимизировать любые возникающие риски, будь то угроза жизни или возможность возникновения ДТП. Попутно с новшеством отменяют процедуру уведомлений о транспортировке людей и багажа и о проведении плановых проверок в сфере транспортного сообщения.
Обновленный список лицензий пополнится новыми данными. Теперь к общей информации о выданных лицензиях добавят сведения об автомобиле, принадлежащем владельцу документа. Данные не будут включены в реестр, если:
- В пакете предоставляемых лицензиатом документов есть непроверенная или ложная информация.
- Если лицензиат не прямой владелец автомобиля.
Новые аспекты законодательства значительно усложнят жизнь автовладельцам, передающим транспортное средство другому перевозчику. Чтобы избежать проволочек, старый владелец должен исключить ТС из реестра, затем новый хозяин транспорта собрать пакет документов и внести информацию в базу данных. Насколько часто придется обновлять данные в реестре пока не уточняется, конкретика появится после того, как закон вступит в официальную силу. Важным моментом остается тот факт, что новый владелец авто не сможет перевозить людей или грузы, пока не занесет транспортное средство в базу под своим именем.
Когда начнет действовать закон?
Все нововведения начнут действовать через год после опубликования закона в государственных СМИ. С лицензированием деятельности все чуть сложнее: у владельцев автомобилей будет 240 дней после опубликования, чтобы собрать необходимый пакет документов и внести в государственный реестр. Для тех, у кого лицензия на перевозку пассажиров имеется, процедура пройдет по упрощенной системе.