«Платон» для автобусов: инициативу подвергли критике
Рабочая группа НТИ «Автонет» не поддержала законопроект Минтранса РФ, согласно которому к системе «Платон» должны были подключаться не только грузовые автомобили, но и пассажирские автобусы.
В качестве аргументов представители Минтранса указывали на рост безопасности пассажиров после внедрения системы, а также отсутствие финансовой нагрузки. Но в НП ГЛОНАСС расценили инициативу как попытку вмешаться в действующий рынок устройств для спутниковой навигации. Кроме того, в качестве аргумента «против» приводились риски роста расходов и для предпринимателей, и для государства.
Согласно предложенному Министерством варианту проекта поправок к действующим законам, регламентирующим навигационную деятельность на транспорте:
- Для передачи навигационных данных с бортовых контрольных устройств должна использоваться система платежей для большегрузных автомобилей «Платон» (оператор — РТИТС).
- Интеграции с системой подлежали не только грузовики, но и автобусы, выполняющие пассажирские перевозки.
НП ГЛОНАСС, выполняющее функции инфраструктурного центра рабочей группы, провело экспертизу законопроекта. Результатом стало выявление ряда существенных недостатков, а также рекомендация Минтрансу о доработке документа:
- Во-первых, для полноценной интеграции существующую систему «Платон» нужно дорабатывать. Это приведет к росту финансовой нагрузки на государство, действующее в рамках концессии с оператором «Платона» .
- Во-вторых, необходимо будет модифицировать информационные системы государственный контрольных органов.
- Наконец, дополнительная нагрузка ляжет на плечи предпринимателей. Им придется оборудовать транспортные средства контрольными устройствами за свой счет.
По данным пресс-службы АО ГЛОНАСС, с начала 2018 года информация о пассажирских перевозках и перевозках грузов разных классов опасности переделается в Ространснадзор с помощью спутниковой навигационной аппаратуры. По разным оценкам, АСН установлены на 30% грузовиков. Используемых для перевозки опасных грузов, и на половине пассажирских автобусов. Принятие законопроекта, разработанного Минтрансом, может стать шагом по уничтожению свободного рынка в этой отрасли. При этом функционал нового оборудования будет практически идентичен функционалу устройств, которые уже установлены и успешно эксплуатируются.
Позиция Министерства кардинально отличается от позиции НП ГЛОНАСС. По мнению авторов законопроекта, его внедрение позволит избавиться от существующих пробелов в нормативной базе. Новые платежи будут не нужны, при этом уровень безопасности пассажиров возрастет. Муниципальный транспорт планируется оснащать АСН в штатном режиме, функционал государственных информационных систем дорабатывать не придется, и установка новых терминалов для спутниковой навигации тоже будет не нужна.
Представители «РТ-Инвест Транспортные системы» утверждают, что в полной мере система передачи данных, использующая аппаратуру спутниковой навигации, так и не заработала. По заявлению представителя этой организации, «Платон» может обеспечить государственные органы юридически достоверной информацией о перемещении ТС, при этом сама компания не привлекается к разработке нормативно-правовой базы.
Эксперты акцентируют внимание, что сегодня на новые автомобили обязательно нужно устанавливать спутниковое оборудование для информирования экстренных спасительных служб. По их оценкам, объем рынка в этом сегменте составляет более 50 млрд. рублей в год (для 1,7 млн. легковых автомобилей и около 90 тысяч грузовиков). А вот стоимость подключения техники к «Платону» в масштабе всего государства пока оценить сложно — все зависит от того, модно будет ли модифицировать уже установленные АСН или придется приобретать новые терминалы.