ПП РФ № 1415 О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 26 ноября 2018 г. № 1415
МОСКВА
О проведении эксперимента по опытной эксплуатации
на автомобильных дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных транспортных средств
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Провести на территориях г. Москвы и Республики Татарстан
эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего
пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента
по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных транспортных средств.
3. Министерству промышленности и торговли Российской
Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской
Федерации, рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты
“Автонет” Национальной технологической инициативы, Ассоциации
разработчиков, производителей и потребителей оборудования и
приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем
“ГЛОНАСС/ГНСС-Форум”, некоммерческого партнерства “Содействие
развитию и использованию навигационных технологий”, федерального
государственного унитарного предприятия “Центральный ордена
Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и
автомоторный институт “НАМИ” и собственников
высокоавтоматизированных транспортных средств провести оценку
результатов эксперимента по опытной эксплуатации
и представить до 1 марта 2020 г. и 1 марта 2022 г. соответствующие
доклады в Правительство Российской Федерации.
2
4. Реализацию настоящего постановления осуществить в пределах
установленной предельной численности работников центрального
аппарата и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам
исполнительной власти на руководство и управление в сфере
установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2018 г. № 1415
П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении эксперимента по опытной эксплуатации
на автомобильных дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных транспортных средств
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения
эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего
пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее –
эксперимент).
2. Настоящее Положение распространяется на участников
отношений, возникающих в связи с проведением эксперимента.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие
понятия:
“автоматизированный режим управления” – режим, при котором
управление транспортным средством осуществляется автоматизированной
системой вождения;
“автоматизированная система вождения” – программно-аппаратные
средства, осуществляющие управление транспортным средством без
физического воздействия со стороны водителя, с возможностью
автоматического отключения при воздействии водителя на органы
управления для перехода в режим ручного управления при необходимости,
в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
“собственник высокоавтоматизированного транспортного средства” –
юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежит
высокоавтоматизированное транспортное средство и которое участвует в
проведении эксперимента на добровольной основе;
“водитель высокоавтоматизированного транспортного средства” –
физическое лицо, находящееся во время проведения эксперимента
на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства,
2
активирующее автоматизированную систему вождения
высокоавтоматизированного транспортного средства и контролирующее
движение этого транспортного средства в автоматизированном режиме
управления, а также осуществляющее управление
высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме ручного
управления. Водитель высокоавтоматизированного транспортного
средства является водителем в соответствии с положениями Правил
дорожного движения Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября
1993 г. № 1090 “О Правилах дорожного движения”;
“высокоавтоматизированное транспортное средство” – транспортное
средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского
экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении
на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены
изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой
вождения, и не подлежащее отчуждению в период проведения
эксперимента;
“заявитель” – собственник высокоавтоматизированного
транспортного средства, подавший заявку на получение заключения
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности;
“испытательная лаборатория” – федеральное государственное
унитарное предприятие “Центральный ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный
институт “НАМИ”, осуществляющее проведение оценки соответствия
требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных
средств на основании договоров с собственниками
высокоавтоматизированных транспортных средств и реализующее
предусмотренные настоящим Положением полномочия без использования
бюджетных средств;
“опытная эксплуатация” – эксплуатация, включающая движение
в автоматизированном режиме управления одного или нескольких
высокоавтоматизированных транспортных средств, проводимая
в соответствии с программой опытной эксплуатации,
не предусматривающей перевозку пассажиров на возмездной основе;
“ручной режим управления” – режим, при котором управление
высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет
водитель;
3
“специальная декларация” – специальная декларация о безопасности
высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств,
которые не могут быть оценены на соответствие обязательным
требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного
союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)
и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются
Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии
единообразных технических предписаний для колесных транспортных
средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть
установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах,
и об условиях взаимного признания официальных утверждений,
выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве
20 марта 1958 г., принимаемая собственником такого транспортного
средства в целях получения заключения о соответствии транспортного
средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям
безопасности. Форма специальной декларации приведена согласно
приложению.
4. Целями и задачами эксперимента являются:
а) апробация движения высокоавтоматизированного транспортного
средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным
дорогам общего пользования;
б) определение фактических значений качественных и
количественных характеристик автоматизированной системы вождения;
в) определение фактической эффективности работы
автоматизированной системы вождения;
г) подтверждение возможности эксплуатации
высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных
дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;
д) выработка технических требований к автоматизированной системе
вождения для разработки технических регламентов и документов по
стандартизации.
5. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства;
г) испытательная лаборатория.
4
6. В целях проведения эксперимента:
а) Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации утверждает состав и порядок представления собственником
высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности
в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента
и по его итогам;
б) испытательная лаборатория:
ежемесячно представляет в Министерство внутренних дел
Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации информацию о количестве заявок, поступивших
от заявителей, и количестве выданных заключений о соответствии
транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями
требованиям безопасности;
формирует предложения по составу требований безопасности
к высокоавтоматизированным транспортным средствам, разработке
методов испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на
основании результатов эксперимента и направляет их в Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации;
проводит испытания высокоавтоматизированных транспортных
средств;
оценивает транспортное средство с внесенными в его конструкцию
изменениями на соответствие требованиям безопасности с выдачей или
отказом в выдаче заключения о соответствии высокоавтоматизированного
транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями
требованиям безопасности;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства:
утверждает программу опытной эксплуатации;
ведет протокол проведения опытной эксплуатации;
осуществляет опытную эксплуатацию;
представляет информацию о результатах опытной эксплуатации в
испытательную лабораторию.
7. До дня подачи заявки на получение в отношении
высокоавтоматизированного транспортного средства заключения
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности заявитель должен застраховать
5
и поддерживать застрахованным в период проведения опытной
эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим
вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц
в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого
высокоавтоматизированного транспортного средства.
8. Для участия в эксперименте собственник
высокоавтоматизированного транспортного средства представляет
в испытательную лабораторию:
а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного
транспортного средства заключения о соответствии транспортного
средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям
безопасности, в которой указываются:
субъект Российской Федерации, на территории которого
планируется проведение опытной эксплуатации;
перечень высокоавтоматизированных транспортных средств,
опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием
марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного
средства);
информация о водителях высокоавтоматизированных транспортных
средств, подтверждающая их соответствие требованиям, установленным
подпунктом “а” пункта 11 настоящего Положения;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство.
9. К заявке на получение в отношении высокоавтоматизированного
транспортного средства заключения о соответствии транспортного
средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям
безопасности прилагаются:
а) специальная декларация;
б) руководство водителя высокоавтоматизированного транспортного
средства по работе с автоматизированной системой вождения;
в) программа опытной эксплуатации;
г) документы, подтверждающие исполнение заявителем требования
пункта 7 настоящего Положения;
д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц,
выданная не позднее 30 дней со дня подачи заявки;
6
е) декларация, подписанная уполномоченным лицом заявителя
о соответствии водителей, которые будут принимать участие
в эксперименте, требованиям, установленным настоящим Положением;
ж) видеоматериалы, подтверждающие проведение заявителем
тестирования работы высокоавтоматизированного транспортного средства
в автономном режиме на территории полигона.
10. В течение 45 дней со дня получения документов и материалов,
предусмотренных подпунктом “а” пункта 8 и пунктом 9 настоящего
Положения, испытательная лаборатория:
а) проводит их оценку на предмет соответствия требованиям
подпункта “а” пункта 8 и пункта 9 настоящего Положения;
б) проводит оценку в форме испытаний высокоавтоматизированных
транспортных средств на соответствие обязательным требованиям,
установленным техническим регламентом Таможенного союза
“О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)
и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются
Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии
единообразных технических предписаний для колесных транспортных
средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть
установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и
об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых
на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на
которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного
средства изменения;
в) выдает заявителю или направляет отказ в выдаче заключения
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности.
11. Заключение о соответствии транспортного средства
с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности
выдается при совокупном выполнении следующих требований:
а) соответствие водителя высокоавтоматизированного транспортного
средства следующим требованиям:
наличие удостоверения на право управления транспортным
средством соответствующей категории;
7
стаж вождения транспортных средств соответствующей категории
не менее 3 лет;
отсутствие случаев административного наказания за нарушения
в области безопасности дорожного движения в части лишения права
управления транспортным средством соответствующей категории;
отсутствие медицинских противопоказаний к управлению
транспортным средством соответствующей категории;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство оснащено:
устройствами для непрерывной некорректируемой
видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожнотранспортной обстановки;
устройством для активации и деактивации автоматизированной
системы вождения, доступ к которому обеспечивается для водителя
без отсоединения ремней безопасности;
устройством для непрерывной некорректируемой регистрации, сбора
и хранения данных датчиков автоматизированной системы вождения,
функционирующим отдельно от иных устройств и обеспечивающим
запись информации в формате, доступном только для чтения;
установленным сзади высокоавтоматизированного транспортного
средства специальным знаком “Автономное управление” в виде
равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой
красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы –
1/10 стороны), в который вписана буква “А” черного цвета;
в) заявителем представлены документы и материалы,
предусмотренные подпунктом “а” пункта 8 и пунктом 9 настоящего
Положения;
г) отсутствуют основания для отказа, указанные в пункте 12
настоящего Положения.
12. Испытательная лаборатория отказывает заявителю в выдаче
заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его
конструкцию изменениями требованиям безопасности в следующих
случаях:
а) заявитель не является собственником высокоавтоматизированного
транспортного средства, в отношении которого запрашивается заключение
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности;
8
б) заявителем представлен неполный перечень документов
и материалов, предусмотренных подпунктом “а” пункта 8 и пунктом 9
настоящего Положения, или содержание этих документов и материалов
не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением;
в) результаты испытаний высокоавтоматизированного транспортного
средства не подтверждают соответствие этого высокоавтоматизированного
транспортного средства обязательным требованиям, установленным
техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных
транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации
Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией
в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических
предписаний для колесных транспортных средств, предметов
оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или)
использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях
взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе
этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые
оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства
изменения.
13. Заявитель вправе повторно подать заявку на получение
заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его
конструкцию изменениями требованиям безопасности после устранения
причин, послуживших основанием для отказа в выдаче указанного
заключения.
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит
изменения в регистрационные данные высокоавтоматизированного
транспортного средства на основании заключения о соответствии
транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями
требованиям безопасности, а также вносит запись об отнесении этого
транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным
средствам в целях участия в проведении эксперимента в графу “особые
отметки” свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки
учета транспортного средства и указывает ограничения по эксплуатации
таких транспортных средств исключительно на территории проведения
эксперимента и на период проведения эксперимента.
15. В случае если собственник высокоавтоматизированного
транспортного средства не выполняет обязанность по представлению
информации о результатах эксперимента в испытательную лабораторию в
порядке, указанном в подпункте “а” пункта 6 настоящего Положения,
9
испытательная лаборатория вправе направить соответствующее
уведомление в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации
по результатам рассмотрения полученного уведомления признает
недействительным регистрационное действие, связанное с допуском
высокоавтоматизированного транспортного средства к участию
в эксперименте, в порядке, установленном Министерством внутренних дел
Российской Федерации.
16. Участие в эксперименте собственника высокоавтоматизированного
транспортного средства после истечения 3-дневного срока со дня принятия
решения о признании регистрационного действия, связанного с допуском
высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в
эксперименте, недействительным прекращается.
17. При проведении эксперимента собственник
высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
а) осуществлять видеофиксацию действий водителя и окружающей
дорожно-транспортной обстановки во время проведения эксперимента,
обеспечивать хранение видеозаписей о действиях водителя и об
окружающей дорожно-транспортной обстановке во время проведения
эксперимента в течение не менее 10 лет и предоставлять доступ к таким
данным по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации
и (или) Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации;
б) уведомлять пассажиров высокоавтоматизированного
транспортного средства о том, что эксплуатация этого транспортного
средства осуществляется в режиме эксперимента.
18. Собственник высокоавтоматизированного транспортного
средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные
происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации,
произошедшие с участием принадлежащего ему
высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении
эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников
дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или
иному происшествию на автомобильной дороге.
19. По результатам проведения эксперимента:
а) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства
представляет информацию о результатах проведения эксперимента,
подлежащую представлению собственником высокоавтоматизированного
10
транспортного средства по итогам проведения эксперимента,
в испытательную лабораторию;
б) испытательная лаборатория:
формирует и направляет в Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации предложения по составу требований
к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методике
подтверждения соответствия таким требованиям;
формирует отчет о результатах эксперимента на основании
представленной собственником высокоавтоматизированного
транспортного средства информации о результатах проведенного
эксперимента и направляет его в Министерство промышленности
и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел
Российской Федерации, рабочую группу по разработке и реализации
дорожной карты “Автонет” Национальной технологической инициативы,
Ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей оборудования
и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем
“ГЛОНАСС/ГНСС-Форум” и некоммерческое партнерство “Содействие
развитию и использованию навигационных технологий”;
в) Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации:
организует разработку и установление требований безопасности
к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методов
испытаний таких транспортных средств на основании результатов
эксперимента;
на основе полученных от испытательной лаборатории отчетов
о результатах эксперимента формирует и направляет в Правительство
Российской Федерации предложения о целесообразности дальнейшего
применения и развития опыта, полученного в рамках реализации
эксперимента.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о проведении
эксперимента по опытной
эксплуатации на автомобильных
дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных
транспортных средств
(форма)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства
в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие
обязательным требованиям, установленным техническим
регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных
транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации
Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией
в силу участия в Соглашении о принятии единообразных
технических предписаний для колесных транспортных средств,
предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены
и (или) использованы на колесных транспортных средствах,
и об условиях взаимного признания официальных утверждений,
выдаваемых на основе этих предписаний,
заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г.
Заявитель
(наименование юридического лица)
юридический адрес:
ОГРН:
телефон:___________, адрес электронной почты:
в лице
(фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица, принимающего
декларацию)
заявляет, что установленная в высокоавтоматизированном транспортном
средстве _____________________________________________
_____________________________________________________
(марка, тип, коммерческое наименование, категория, код ТН ВЭД ЕАЭС)
система автоматизированного управления
___________________________________________________:
(марка, модель, идентификационное обозначение)
2
1) осуществляет контроль дорожно-транспортной
обстановки средствами технического зрения и безопасно
взаимодействует с другими участниками дорожного
движения и объектами дорожно-транспортной
инфраструктуры;
2) безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые
другими участниками дорожного движения, в целях
сведения до минимума потенциальных последствий таких
ошибок;
3) обеспечивает соблюдение Правил дорожного движения
Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.
№ 1090 “О Правилах дорожного движения”, в части:
соблюдения указаний лиц, осуществляющих регулирование
дорожного движения;
поддержания условий беспрепятственного и безопасного
движения потока транспортных средств;
информирования других участников дорожного движения о
планируемых маневрах;
4) действует только в пределах установленных рабочих
условий;
5) в состоянии создавать условия, которые обеспечивают
максимальный уровень безопасности дорожного движения
в случае сбоя в работе системы автоматизированного
управления или иной системы транспортного средства;
6) реагирует на непредвиденные ситуации таким образом,
чтобы свести до минимума опасность для пользователей
этого транспортного средства или других участников
дорожного движения;
7) обменивается информацией с его пользователями
и другими участниками дорожного движения четким,
действенным и последовательным образом посредством
предоставления им достаточных данных, касающихся его
состояния и намерения;
8) четко и эффективно выдает соответствующее
уведомление водителю-оператору в том случае, когда
транспортное средство выходит за пределы установленных
рабочих условий;
3
9) имеет возможность проверки функционирования
системы автоматизированного управления на любом этапе
эксплуатации;
10) имеет возможность его деактивации безопасным
способом и передачи управления водителю-оператору
в ситуациях, при которых система автоматизированного
управления оказывается неспособной осуществлять
безопасное управление этим транспортным средством;
11) не создает электромагнитных помех в транспортном
средстве, на котором установлена система
автоматизированного управления, и для других
участников дорожного движения, а также обеспечивает
кибербезопасность.
Высокоавтоматизированное транспортное средство является безопасным
для участия в дорожном движении в режиме опытной эксплуатации по
дорогам общего пользования.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Нашли дешевле?
ФИО
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
Ваш номер телефона
Неверный формат номер
Неверный формат номер
Ваша электронная почта
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
Ваш адрес
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
Комментарий к заказу
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
×
ФИО
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
Ваш номер телефона
Неверный формат номер
Неверный формат номер
Ваша электронная почта
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
Ваш адрес
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
Комментарий к заказу
Это поле нужно заполнить
Это поле нужно заполнить
×
Заказать звонок
+
Жду звонка!