ПП РФ № 1415 О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от 26 ноября 2018 г. № 1415
МОСКВА
О проведении эксперимента по опытной эксплуатации
на автомобильных дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных транспортных средств
Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т :
1. Провести на территориях г. Москвы и Республики Татарстан
эксперимент по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего
пользования высокоавтоматизированных транспортных средств
с 1 декабря 2018 г. по 1 марта 2022 г.
2. Утвердить прилагаемое Положение о проведении эксперимента
по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных транспортных средств.
3. Министерству промышленности и торговли Российской
Федерации с участием Министерства внутренних дел Российской
Федерации, рабочей группы по разработке и реализации дорожной карты
“Автонет” Национальной технологической инициативы, Ассоциации
разработчиков, производителей и потребителей оборудования и
приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем
“ГЛОНАСС/ГНСС-Форум”, некоммерческого партнерства “Содействие
развитию и использованию навигационных технологий”, федерального
государственного унитарного предприятия “Центральный ордена
Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и
автомоторный институт “НАМИ” и собственников
высокоавтоматизированных транспортных средств провести оценку
результатов эксперимента по опытной эксплуатации
и представить до 1 марта 2020 г. и 1 марта 2022 г. соответствующие
доклады в Правительство Российской Федерации.
2
4. Реализацию настоящего постановления осуществить в пределах
установленной предельной численности работников центрального
аппарата и территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти и бюджетных ассигнований, предусмотренных
в федеральном бюджете соответствующим федеральным органам
исполнительной власти на руководство и управление в сфере
установленных функций.
Председатель Правительства
Российской Федерации Д.Медведев
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 26 ноября 2018 г. № 1415
П О Л О Ж Е Н И Е
о проведении эксперимента по опытной эксплуатации
на автомобильных дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных транспортных средств
1. Настоящее Положение определяет условия и порядок проведения
эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего
пользования высокоавтоматизированных транспортных средств (далее –
эксперимент).
2. Настоящее Положение распространяется на участников
отношений, возникающих в связи с проведением эксперимента.
3. Для целей настоящего Положения используются следующие
понятия:
“автоматизированный режим управления” – режим, при котором
управление транспортным средством осуществляется автоматизированной
системой вождения;
“автоматизированная система вождения” – программно-аппаратные
средства, осуществляющие управление транспортным средством без
физического воздействия со стороны водителя, с возможностью
автоматического отключения при воздействии водителя на органы
управления для перехода в режим ручного управления при необходимости,
в том числе для предотвращения дорожно-транспортного происшествия;
“собственник высокоавтоматизированного транспортного средства” –
юридическое лицо, которому на праве собственности принадлежит
высокоавтоматизированное транспортное средство и которое участвует в
проведении эксперимента на добровольной основе;
“водитель высокоавтоматизированного транспортного средства” –
физическое лицо, находящееся во время проведения эксперимента
на месте водителя высокоавтоматизированного транспортного средства,
2
активирующее автоматизированную систему вождения
высокоавтоматизированного транспортного средства и контролирующее
движение этого транспортного средства в автоматизированном режиме
управления, а также осуществляющее управление
высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме ручного
управления. Водитель высокоавтоматизированного транспортного
средства является водителем в соответствии с положениями Правил
дорожного движения Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября
1993 г. № 1090 “О Правилах дорожного движения”;
“высокоавтоматизированное транспортное средство” – транспортное
средство, выпущенное в обращение на территории Евразийского
экономического союза, допущенное к участию в дорожном движении
на территории Российской Федерации, в конструкцию которого внесены
изменения, связанные с его оснащением автоматизированной системой
вождения, и не подлежащее отчуждению в период проведения
эксперимента;
“заявитель” – собственник высокоавтоматизированного
транспортного средства, подавший заявку на получение заключения
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности;
“испытательная лаборатория” – федеральное государственное
унитарное предприятие “Центральный ордена Трудового Красного
Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный
институт “НАМИ”, осуществляющее проведение оценки соответствия
требованиям безопасности высокоавтоматизированных транспортных
средств на основании договоров с собственниками
высокоавтоматизированных транспортных средств и реализующее
предусмотренные настоящим Положением полномочия без использования
бюджетных средств;
“опытная эксплуатация” – эксплуатация, включающая движение
в автоматизированном режиме управления одного или нескольких
высокоавтоматизированных транспортных средств, проводимая
в соответствии с программой опытной эксплуатации,
не предусматривающей перевозку пассажиров на возмездной основе;
“ручной режим управления” – режим, при котором управление
высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляет
водитель;
3
“специальная декларация” – специальная декларация о безопасности
высокоавтоматизированного транспортного средства в отношении свойств,
которые не могут быть оценены на соответствие обязательным
требованиям, установленным техническим регламентом Таможенного
союза “О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)
и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются
Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии
единообразных технических предписаний для колесных транспортных
средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть
установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах,
и об условиях взаимного признания официальных утверждений,
выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве
20 марта 1958 г., принимаемая собственником такого транспортного
средства в целях получения заключения о соответствии транспортного
средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям
безопасности. Форма специальной декларации приведена согласно
приложению.
4. Целями и задачами эксперимента являются:
а) апробация движения высокоавтоматизированного транспортного
средства в автоматизированном режиме управления по автомобильным
дорогам общего пользования;
б) определение фактических значений качественных и
количественных характеристик автоматизированной системы вождения;
в) определение фактической эффективности работы
автоматизированной системы вождения;
г) подтверждение возможности эксплуатации
высокоавтоматизированного транспортного средства на автомобильных
дорогах общего пользования в автоматизированном режиме управления;
д) выработка технических требований к автоматизированной системе
вождения для разработки технических регламентов и документов по
стандартизации.
5. Участниками эксперимента являются:
а) Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации;
б) Министерство внутренних дел Российской Федерации;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства;
г) испытательная лаборатория.
4
6. В целях проведения эксперимента:
а) Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации утверждает состав и порядок представления собственником
высокоавтоматизированного транспортного средства отчетности
в испытательную лабораторию в ходе проведения эксперимента
и по его итогам;
б) испытательная лаборатория:
ежемесячно представляет в Министерство внутренних дел
Российской Федерации и Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации информацию о количестве заявок, поступивших
от заявителей, и количестве выданных заключений о соответствии
транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями
требованиям безопасности;
формирует предложения по составу требований безопасности
к высокоавтоматизированным транспортным средствам, разработке
методов испытаний высокоавтоматизированных транспортных средств на
основании результатов эксперимента и направляет их в Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации;
проводит испытания высокоавтоматизированных транспортных
средств;
оценивает транспортное средство с внесенными в его конструкцию
изменениями на соответствие требованиям безопасности с выдачей или
отказом в выдаче заключения о соответствии высокоавтоматизированного
транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями
требованиям безопасности;
в) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства:
утверждает программу опытной эксплуатации;
ведет протокол проведения опытной эксплуатации;
осуществляет опытную эксплуатацию;
представляет информацию о результатах опытной эксплуатации в
испытательную лабораторию.
7. До дня подачи заявки на получение в отношении
высокоавтоматизированного транспортного средства заключения
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности заявитель должен застраховать
5
и поддерживать застрахованным в период проведения опытной
эксплуатации риск ответственности по обязательствам, возникающим
вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц
в пользу третьих лиц на сумму 10 млн. рублей в отношении каждого
высокоавтоматизированного транспортного средства.
8. Для участия в эксперименте собственник
высокоавтоматизированного транспортного средства представляет
в испытательную лабораторию:
а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного
транспортного средства заключения о соответствии транспортного
средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям
безопасности, в которой указываются:
субъект Российской Федерации, на территории которого
планируется проведение опытной эксплуатации;
перечень высокоавтоматизированных транспортных средств,
опытную эксплуатацию которых планируется осуществлять (с указанием
марки, модели, государственного регистрационного знака транспортного
средства);
информация о водителях высокоавтоматизированных транспортных
средств, подтверждающая их соответствие требованиям, установленным
подпунктом “а” пункта 11 настоящего Положения;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство.
9. К заявке на получение в отношении высокоавтоматизированного
транспортного средства заключения о соответствии транспортного
средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям
безопасности прилагаются:
а) специальная декларация;
б) руководство водителя высокоавтоматизированного транспортного
средства по работе с автоматизированной системой вождения;
в) программа опытной эксплуатации;
г) документы, подтверждающие исполнение заявителем требования
пункта 7 настоящего Положения;
д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц,
выданная не позднее 30 дней со дня подачи заявки;
6
е) декларация, подписанная уполномоченным лицом заявителя
о соответствии водителей, которые будут принимать участие
в эксперименте, требованиям, установленным настоящим Положением;
ж) видеоматериалы, подтверждающие проведение заявителем
тестирования работы высокоавтоматизированного транспортного средства
в автономном режиме на территории полигона.
10. В течение 45 дней со дня получения документов и материалов,
предусмотренных подпунктом “а” пункта 8 и пунктом 9 настоящего
Положения, испытательная лаборатория:
а) проводит их оценку на предмет соответствия требованиям
подпункта “а” пункта 8 и пункта 9 настоящего Положения;
б) проводит оценку в форме испытаний высокоавтоматизированных
транспортных средств на соответствие обязательным требованиям,
установленным техническим регламентом Таможенного союза
“О безопасности колесных транспортных средств” (ТР ТС 018/2011)
и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются
Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии
единообразных технических предписаний для колесных транспортных
средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть
установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и
об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых
на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на
которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного
средства изменения;
в) выдает заявителю или направляет отказ в выдаче заключения
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности.
11. Заключение о соответствии транспортного средства
с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности
выдается при совокупном выполнении следующих требований:
а) соответствие водителя высокоавтоматизированного транспортного
средства следующим требованиям:
наличие удостоверения на право управления транспортным
средством соответствующей категории;
7
стаж вождения транспортных средств соответствующей категории
не менее 3 лет;
отсутствие случаев административного наказания за нарушения
в области безопасности дорожного движения в части лишения права
управления транспортным средством соответствующей категории;
отсутствие медицинских противопоказаний к управлению
транспортным средством соответствующей категории;
б) высокоавтоматизированное транспортное средство оснащено:
устройствами для непрерывной некорректируемой
видеорегистрации действий водителя и окружающей дорожнотранспортной обстановки;
устройством для активации и деактивации автоматизированной
системы вождения, доступ к которому обеспечивается для водителя
без отсоединения ремней безопасности;
устройством для непрерывной некорректируемой регистрации, сбора
и хранения данных датчиков автоматизированной системы вождения,
функционирующим отдельно от иных устройств и обеспечивающим
запись информации в формате, доступном только для чтения;
установленным сзади высокоавтоматизированного транспортного
средства специальным знаком “Автономное управление” в виде
равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой
красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы –
1/10 стороны), в который вписана буква “А” черного цвета;
в) заявителем представлены документы и материалы,
предусмотренные подпунктом “а” пункта 8 и пунктом 9 настоящего
Положения;
г) отсутствуют основания для отказа, указанные в пункте 12
настоящего Положения.
12. Испытательная лаборатория отказывает заявителю в выдаче
заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его
конструкцию изменениями требованиям безопасности в следующих
случаях:
а) заявитель не является собственником высокоавтоматизированного
транспортного средства, в отношении которого запрашивается заключение
о соответствии транспортного средства с внесенными в его конструкцию
изменениями требованиям безопасности;
8
б) заявителем представлен неполный перечень документов
и материалов, предусмотренных подпунктом “а” пункта 8 и пунктом 9
настоящего Положения, или содержание этих документов и материалов
не соответствует требованиям, установленным настоящим Положением;
в) результаты испытаний высокоавтоматизированного транспортного
средства не подтверждают соответствие этого высокоавтоматизированного
транспортного средства обязательным требованиям, установленным
техническим регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных
транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации
Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией
в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических
предписаний для колесных транспортных средств, предметов
оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или)
использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях
взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе
этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., на которые
оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства
изменения.
13. Заявитель вправе повторно подать заявку на получение
заключения о соответствии транспортного средства с внесенными в его
конструкцию изменениями требованиям безопасности после устранения
причин, послуживших основанием для отказа в выдаче указанного
заключения.
14. Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит
изменения в регистрационные данные высокоавтоматизированного
транспортного средства на основании заключения о соответствии
транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями
требованиям безопасности, а также вносит запись об отнесении этого
транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным
средствам в целях участия в проведении эксперимента в графу “особые
отметки” свидетельства о регистрации транспортного средства и карточки
учета транспортного средства и указывает ограничения по эксплуатации
таких транспортных средств исключительно на территории проведения
эксперимента и на период проведения эксперимента.
15. В случае если собственник высокоавтоматизированного
транспортного средства не выполняет обязанность по представлению
информации о результатах эксперимента в испытательную лабораторию в
порядке, указанном в подпункте “а” пункта 6 настоящего Положения,
9
испытательная лаборатория вправе направить соответствующее
уведомление в Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации
по результатам рассмотрения полученного уведомления признает
недействительным регистрационное действие, связанное с допуском
высокоавтоматизированного транспортного средства к участию
в эксперименте, в порядке, установленном Министерством внутренних дел
Российской Федерации.
16. Участие в эксперименте собственника высокоавтоматизированного
транспортного средства после истечения 3-дневного срока со дня принятия
решения о признании регистрационного действия, связанного с допуском
высокоавтоматизированного транспортного средства к участию в
эксперименте, недействительным прекращается.
17. При проведении эксперимента собственник
высокоавтоматизированного транспортного средства обязан:
а) осуществлять видеофиксацию действий водителя и окружающей
дорожно-транспортной обстановки во время проведения эксперимента,
обеспечивать хранение видеозаписей о действиях водителя и об
окружающей дорожно-транспортной обстановке во время проведения
эксперимента в течение не менее 10 лет и предоставлять доступ к таким
данным по запросу Министерства внутренних дел Российской Федерации
и (или) Министерства промышленности и торговли Российской
Федерации;
б) уведомлять пассажиров высокоавтоматизированного
транспортного средства о том, что эксплуатация этого транспортного
средства осуществляется в режиме эксперимента.
18. Собственник высокоавтоматизированного транспортного
средства несет ответственность за дорожно-транспортные и иные
происшествия на автомобильных дорогах Российской Федерации,
произошедшие с участием принадлежащего ему
высокоавтоматизированного транспортного средства при проведении
эксперимента, при отсутствии виновных действий других участников
дорожного движения, приведших к данному дорожно-транспортному или
иному происшествию на автомобильной дороге.
19. По результатам проведения эксперимента:
а) собственник высокоавтоматизированного транспортного средства
представляет информацию о результатах проведения эксперимента,
подлежащую представлению собственником высокоавтоматизированного
10
транспортного средства по итогам проведения эксперимента,
в испытательную лабораторию;
б) испытательная лаборатория:
формирует и направляет в Министерство промышленности и
торговли Российской Федерации предложения по составу требований
к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методике
подтверждения соответствия таким требованиям;
формирует отчет о результатах эксперимента на основании
представленной собственником высокоавтоматизированного
транспортного средства информации о результатах проведенного
эксперимента и направляет его в Министерство промышленности
и торговли Российской Федерации, Министерство внутренних дел
Российской Федерации, рабочую группу по разработке и реализации
дорожной карты “Автонет” Национальной технологической инициативы,
Ассоциацию разработчиков, производителей и потребителей оборудования
и приложений на основе глобальных навигационных спутниковых систем
“ГЛОНАСС/ГНСС-Форум” и некоммерческое партнерство “Содействие
развитию и использованию навигационных технологий”;
в) Министерство промышленности и торговли Российской
Федерации:
организует разработку и установление требований безопасности
к высокоавтоматизированным транспортным средствам и методов
испытаний таких транспортных средств на основании результатов
эксперимента;
на основе полученных от испытательной лаборатории отчетов
о результатах эксперимента формирует и направляет в Правительство
Российской Федерации предложения о целесообразности дальнейшего
применения и развития опыта, полученного в рамках реализации
эксперимента.
____________
ПРИЛОЖЕНИЕ
к Положению о проведении
эксперимента по опытной
эксплуатации на автомобильных
дорогах общего пользования
высокоавтоматизированных
транспортных средств
(форма)
СПЕЦИАЛЬНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ
о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства
в отношении свойств, которые не могут быть оценены на соответствие
обязательным требованиям, установленным техническим
регламентом Таможенного союза “О безопасности колесных
транспортных средств” (ТР ТС 018/2011) и Правилами Организации
Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией
в силу участия в Соглашении о принятии единообразных
технических предписаний для колесных транспортных средств,
предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены
и (или) использованы на колесных транспортных средствах,
и об условиях взаимного признания официальных утверждений,
выдаваемых на основе этих предписаний,
заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г.
Заявитель
(наименование юридического лица)
юридический адрес:
ОГРН:
телефон:___________, адрес электронной почты:
в лице
(фамилия, имя, отчество, должность уполномоченного лица, принимающего
декларацию)
заявляет, что установленная в высокоавтоматизированном транспортном
средстве _____________________________________________
_____________________________________________________
(марка, тип, коммерческое наименование, категория, код ТН ВЭД ЕАЭС)
система автоматизированного управления
___________________________________________________:
(марка, модель, идентификационное обозначение)
2
1) осуществляет контроль дорожно-транспортной
обстановки средствами технического зрения и безопасно
взаимодействует с другими участниками дорожного
движения и объектами дорожно-транспортной
инфраструктуры;
2) безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые
другими участниками дорожного движения, в целях
сведения до минимума потенциальных последствий таких
ошибок;
3) обеспечивает соблюдение Правил дорожного движения
Российской Федерации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г.
№ 1090 “О Правилах дорожного движения”, в части:
соблюдения указаний лиц, осуществляющих регулирование
дорожного движения;
поддержания условий беспрепятственного и безопасного
движения потока транспортных средств;
информирования других участников дорожного движения о
планируемых маневрах;
4) действует только в пределах установленных рабочих
условий;
5) в состоянии создавать условия, которые обеспечивают
максимальный уровень безопасности дорожного движения
в случае сбоя в работе системы автоматизированного
управления или иной системы транспортного средства;
6) реагирует на непредвиденные ситуации таким образом,
чтобы свести до минимума опасность для пользователей
этого транспортного средства или других участников
дорожного движения;
7) обменивается информацией с его пользователями
и другими участниками дорожного движения четким,
действенным и последовательным образом посредством
предоставления им достаточных данных, касающихся его
состояния и намерения;
8) четко и эффективно выдает соответствующее
уведомление водителю-оператору в том случае, когда
транспортное средство выходит за пределы установленных
рабочих условий;
3
9) имеет возможность проверки функционирования
системы автоматизированного управления на любом этапе
эксплуатации;
10) имеет возможность его деактивации безопасным
способом и передачи управления водителю-оператору
в ситуациях, при которых система автоматизированного
управления оказывается неспособной осуществлять
безопасное управление этим транспортным средством;
11) не создает электромагнитных помех в транспортном
средстве, на котором установлена система
автоматизированного управления, и для других
участников дорожного движения, а также обеспечивает
кибербезопасность.
Высокоавтоматизированное транспортное средство является безопасным
для участия в дорожном движении в режиме опытной эксплуатации по
дорогам общего пользования.