Система ЭРА-ГЛОНАСС
Cистема “ЭРА-ГЛОНАСС” (устройство включает тревожную кнопку в автомобиле и связанные с ней функциональные модули) – это система экстренного реагирования на аварии и любые другие нештатные ситуации, которые могут возникать на дороге.
Что такое “ЭРА-ГЛОНАСС”: назначение системы
При разработке системы за образец был взят европейский стандарт eCall, позиционируемый как основа системы оперативного информирования о состоянии машины и о произошедших ДТП. Как и eCall, система “ЭРА-ГЛОНАСС” ориентирована в первую очередь на повышение безопасности дорожного движения, уменьшения времени реагирования профильных служб на дорожно-транспортные происшествия и снижение уровня смертности при ДТП.
Куда и когда устанавливается система “ЭРА-ГЛОНАСС”?
Система была официально введена в эксплуатацию 1 января 2015 года, и постепенно количество автомобилей, на которых было установлено оборудование, увеличивалось. С начала 2017 года каждый новый автомобиль, выпущенный в РФ, и каждое транспортное средство, импортированное в Российскую Федерацию, должно оснащаться комплексом “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Установка оборудования “ЭРА ГЛОНАСС” на транспортные средства (категории M1 и N1, которые попадают под действие правил ЕЭК ООН № 94/95, а также категории M2, M3, N2 и N3) осуществлялась по такой схеме:
- январь 2015 – на автомобили, впервые проходившие одобрение на соответствие требованиям техрегламента;
- январь 2016 – на ТС для коммерческой перевозки, транспортировки опасных грузов и твёрдых бытовых отходов, для перевозки несовершеннолетних до 16 лет и т.д.;
- январь 2017 – все ТС, которые водятся в обращение для работы и эксплуатации в странах Таможенного союза.
Транспортные средства категорий M1 и N1, на которые распространяется действие правил ЕЭК ООН № 94/95, оборудовались “ЭРА ГЛОНАСС” по такой схеме:
- января 2015 – автомобили, впервые проходившие одобрение на соответствие требованиям техрегламента;
- январь 2017 – все ТС, предназначенные для работы и эксплуатации в странах Таможенного союза.
Под транспортными средствами, вводимыми в обращение, здесь подразумеваются не только автомобили, выпущенные производителями, но и автомобили, импортированные из-за границы и ввозимые на территорию РФ.
Устройство системы “ЭРА-ГЛОНАСС”
Одно из преимуществ системы “ЭРА-ГЛОНАСС” – ее достаточно простое устройство. Комплекс оборудования, устанавливаемый на автомобили, включает:
- Приемник сигнала навигации (собственно ГЛОНАСС/GPS);
- GSM-модуль;
- Модем;
- Устройство голосовой связи (блок связи, громкоговоритель и микрофон);
- Индикаторный блок;
- Датчик, срабатывающий при ДТП;
- «Тревожную кнопку» (для ручного экстренного вызова);
- Антенну;
- Аккумулятор.
Размещение этих элементов и способ их подключения к системам автомобиля определяются производителем конкретной модели. Модуль системы “ЭРА-ГЛОНАСС” выполняется в виде терминала и устанавливается как автономная система, а также подключается к различным датчикам.
Принцип работы устройства “ЭРА-ГЛОНАСС”
Система экстренного реагирования “ЭРА-ГЛОНАСС” функционирует, основываясь на двух базовых принципах:
- С одной стороны, информация о ДТП передается даже в том случае, если водитель находится без сознания или у него нет физической возможности дотянуться до кнопки оповещения.
- С другой стороны, случайный вызов в результате непреднамеренного нажатия на «тревожную кнопку» можно легко отменить.
Реализуется это за счет работы модуля информирования по такому алгоритму:
- Запуск системы производится двумя способами: либо нажатием на кнопку вызова, либо в результате срабатывания интегрированного датчика ДТП (он улавливает удары, сотрясения, перевороты и другие сильные воздействия).
- Навигационный модуль, установленный в терминале, определяет местонахождение автомобиля.
- GSM-модуль передает сигнал бедствия через мобильную сеть. Сигнал фиксируется одним из центров системы.
- После приема сигнала диспетчер центра “ЭРА-ГЛОНАСС” предпринимает попытку связаться с водителем через голосовой модуль. Вызов принимается устройством автоматически.
Дальнейшие действия зависят от реакции водителя. Если нажатие на кнопку было случайным, то вызов отменяется. Если же водитель не отвечает на запрос диспетчера, или подтверждает факт ДТП по голосовой связи, то диспетчер центра передает информацию об аварии соответствующим службам (МЧС, ГИБДД, Скорая помощь).
По действующему регламенту срок прибытия экстренных служб на место ДТП по вызову “ЭРА-ГЛОНАСС” составляет не более 20 минут. На практике же, если авария произошла в черте города, медики оказываются на месте гораздо раньше, что позволяет в разы снизить смертность в автомобильных авариях.
Передаваемая информация с оборудования “ЭРА-ГЛОНАСС”
В среде водителей существует опасение, что система “ЭРА-ГЛОНАСС” используется для негласного наблюдения за машиной, т.е. записывает ее передвижение и передает информацию сотрудникам ДПС. На практике эти опасения не имеют под собой никаких оснований: в базовой комплектации модуля функция трекинга просто не предусмотрена. Отслеживание местоположения автомобиля является дополнительной опцией.
Оборудование “ЭРА-ГЛОНАСС” ориентирован на единичные срабатывания при ДТП или аналогичных ситуациях. При этом сведения, которые передаются по сети GSM, включают:
- Координаты транспортного средства на момент срабатывания датчика аварии или нажатия кнопки тревоги.
- Количество пристегнутых ремней безопасности (определяет, сколько человек было в машине: водитель + пассажиры).
- Технические данные на момент аварии (скорость, перегрузка и т.д.).
- Базовую информацию о машине (марка, цвет, регистрационный номер, бензин/дизель).
Этот перечень данных определяется необходимостью подготовки специалистов экстренных служб к максимально оперативному и эффективному реагированию на ДТП. Благодаря наличию такой информации спасатели могут заблаговременно подготовиться к тому, что их ожидает – иногда это играет решающую роль в спасении жизни и здоровья пострадавших.
Плюсы и минусы системы “ЭРА-ГЛОНАСС”
Модуль, обеспечивающий своевременное информирование спасательных служб о ДТП или иной нештатной ситуации, обладает целым рядом достоинств.
Основные плюсы системы:
- Эффективное срабатывание датчиков, фиксирующих нехарактерные воздействия (удар, смятие, переворот).
- Высокая надежность срабатывания «тревожной кнопки».
- Качественный голосовой модуль, обеспечивающий хорошую связь даже в условиях плохого сигнала или пониженной слышимости.
- Повышенный ресурс всех элементов системы, который делает ненужным отдельное техобслуживание модуля информирования.
- Высокий диапазон напряжений (оборудование выдерживает скачки в 600 Вольт и более).
- Работа со всеми сотовыми операторами «большой тройки».
- Нет абонентской платы.
Впрочем, систему “ЭРА-ГЛОНАСС” нельзя назвать идеальной, поскольку у нее есть и определенные недостатки. В первую очередь это удорожание новых автомобилей, оборудуемых системой, а также необходимость тратить время и средства на установку модуля на машины, импортированные в страну. Кроме того, при монтаже изделия на подержанные автомобили возникают определённые сложности, так что работать в этом случае будет только ручное оповещение – по нажатию «тревожной кнопки» и голосовому вызову.
Также к минусам опытные водители относят жесткую зависимость информирования от качества покрытия в сети GSM. И если на 95% федеральных трасс связь как минимум удовлетворительна, то не региональных трассах (а аварий на них не меньше – в первую очередь из-за плохого состояния покрытия) могут возникать серьёзные перебои.
Как установить “ЭРА-ГЛОНАСС” на автомобиль
При покупке нового автомобиля никаких дополнительных действий для монтажа модуля “ЭРА-ГЛОНАСС” предпринимать не нужно. Согласно действующему регламенту Таможенного союза, все автомобили, производимые в РФ, оснащаются устройствам в заводских условиях. Кроме того, производитель в обязательном порядке тестирует работу датчиков (выполняются краш-тесты) и проверяет функционирование голосового вызова.
Если же вы хотите установить оборудование “ЭРА-ГЛОНАСС” на машину, купленную ранее, или на автомобиль, ввозимый из-за рубежа, то вам необходимо обратиться в один из сервисных центров, аккредитованных АО «ГЛОНАСС» и имеющих сертификат на установку модулей экстренного информирования. Специалистами центра будут выполнены следующие действия:
- Установка устройства ЭРА-ГЛОНАСС с подключением «кнопки SOS».
- Тестовый звонок для проверки работоспособности системы.
- Регистрация автомобиля в базе “ЭРА-ГЛОНАСС”.
Если вы владелец авто, которое уже эксплуатировалось на территории РФ, то в ПТС будет сделана отметка о проведенных работах. Если же машина была импортирована, то после установки модуля вы можете обратиться на таможню для выдачи ПТС и дальнейшей регистрации автомобиля.
Система “ЭРА-ГЛОНАСС” на подержанных авто
Установка системы экстренного оповещения о ДТП на автомобилях, которые уже были в эксплуатации, имеет одну достаточно важную особенность. При монтаже модуля ГЛОНАСС устанавливается только «тревожная кнопка ЭРА-ГЛОНАСС», что позволяет посылать сигналы об аварии исключительно в ручном режиме.
Ограничения вызваны тем, что датчики, реагирующие на удар и переворот, необходимо монтировать на этапе производства, автомобиля, и сделать это в сервисном центре, а не в заводских условиях, не представляется возможным. В прочем, из-за большого потока подержанных автомобилей из-за рубежа заставил упростить процедуру оснащения транспорта модулем “ЭРА-ГЛОНАСС” с неполным функционалом.
Таким образом, об аварии подержанного авто, пусть даже и оснащенного “ЭРА-ГЛОНАСС”, придется сообщать оператору путем нажатия на кнопку и в голосовом режиме. Все эти системы тестируются при установке оборудования и обладают достаточной отказоустойчивостью.
Наличие на автомобиле модуля “ЭРА ГЛОНАСС”, конечно, не дает гарантии положительного исхода ДТП. Но все же системы оперативного оповещения спасательных служб демонстрирует завидную эффективность, ежегодно спасая жизни сотен людей. Именно поэтому устанавливать такие приборы нужно не только из-за требований законодательства, но и из вполне рациональных соображений.
Кроме того, на установленные модули “ЭРА-ГЛОНАСС” можно подключить достаточно обширный перечень дополнительных возможностей:
- Обнаружение транспортного средства при угоне.
- Дистанционный контроль положения автомобиля.
- Контроль основных функциональных параметров автомобиля (расход топлива, сроки замены масла и т.д.) с уведомлением о сроках прохождения ТО.
Также оборудование автомобиля системой “ЭРА-ГЛОНАСС” в ряде случаев является основанием для заключения страховых договоров на более выгодных условиях. Таким образом, система информирования о ДТП и состоянии автомобиля не только повышает уровень безопасности, но и обеспечивает существенную экономию.
Система полезная, спору нет. Но учитывая состояние дорожного покрытия на отдельных участках дорог, особенно в сельской местности и глубинке (ямы, выбоины и прочее), не будет ли ложных срабатываний? И ещё, предусмотрено ли оповещение владельца ТС при срабатывании системы в его отсутствие в автомобиле, например, поставил на стоянку, пошел по делам и в это время произошло ДТП?
Непонятно, может ли система эра глонасс переустанавливаться с одного ТС на другое в случае, допустим, утилизации первого? Можно ли её поставить на мою раритетную «Победу М-20». Подразумевает ли понятие автономности, зарядку аккумулятора устройства от бортовой сети и требует ли сама система платного обслуживания в процессе работы на автомобиле?