Системы мониторинга усталости для водителей
Инженеры Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) выступили с инициативой о внедрении системы, отслеживающей состояние водителей и контролирующих степень их утомления. Оборудование для этого предлагают устанавливать на автобусы, выполняющие перевозку пассажиров, а также на грузовые транспортные средства.
По мнению инженеров, система мониторинга позволит предотвратить ряд ДТП, происходящих по вине водителей, которые засыпают от усталости.
Техника будет отслеживать частоту пульса, положение головы, частоту и глубину дыхательных движений водителя. Интерпретируя полученные данные и делая вывод о степени его утомления. Если показатели будут достигать критических значений, то оборудование будет подавать звуковые или тактильные сигналы, а также будить водителя вибрацией. Также система может использоваться для предотвращения езды в нетрезвом виде и общей оценки психического состояния человека.
Разработчики утверждают, что система мониторинга усталости водителя (СМУВ) сможет заблаговременно распознать предпосылки к засыпанию за рулем, а также отслеживать стресс, потерю концентрации или агрессию – в общем, все то, что может стать причиной аварии.
Принцип работы системы мониторинга усталости водителя
Пульт управления СМУВ будет оснащен системой обратной связи. Помимо считывания и оценки физиологических показателей устройство будет сигнализировать водителю о необходимости отдыха или о том, что следует сменить стиль вождения на менее агрессивный. Конструкция системы также предполагает, что именно СМУВ будет разблокировать возможность запуска двигателя – если водитель не пройдет проверку, то машина попросту не заведется.
В. Похмелкин, председатель «Движения автомобилистов России», отмечает, что идеи внедрения таких приборов контроля в РФ пока не прижились, но они определённо заслуживают внимания. По его мнению, отслеживание утомления водителя и контроль отсутствия переработок очень важны.
По статистике около 25% аварий на дорогах РФ происходят из-за:
- Засыпания за рулем вследствие переутомления.
- Потери концентрации.
- Неадекватной оценки мастерства в управлении автомобилем.
- Вождения в стрессовом состоянии.
Авторы инициативы считают, что часть этих фактором можно компенсировать техническими средствами. Поэтому внедрение СМУВ приведет к снижению числа ДТП с участием автобусов и грузовых автомобилей.
Попытки решения этой задачи другими способами уже предпринимаются. Так, стоит упомянуть о внедрении персональной карты, на которой фиксируется время работы таксиста. Операторы будут передавать данные по системе ГЛОНАСС в единый статистический центр, и после выработки установленного законом норматива таксист просто не будет допускаться к управлению автомобилем.