Сроки оснащения тахографами ТС физических лиц
Приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года вступил в действие 15 декабря и внес значительные изменения в область контроля за оснащением ТС тахографами. Согласно этому документу, на грузовики и автобусы, которые находятся в собственности физлиц, теперь тоже нужно устанавливать бортовые контрольные устройства (ранее они были обязательны для ИП и юридических лиц).
Установка тахографов для физических лиц, имеющих в собственности автотранспорт, будет производится поэтапно, в зависимости от экологического класса и категории ТС.
До 1 марта 2020 года владельца транспорта с массой более 12 тонн (категория N3) могут обойтись без тахографа, если экологический класс их грузовика не определён.
Изменения в действующих нормативах
Согласно требованиям отдельных положений ФЗ №196 (вступил в действие 1.11.2019), если физлицо эксплуатирует:
- Автобус более 8 ми мест.
- Грузовой автомобиль с массой 5500 г и более.
– то транспортное средство должно обязательно оборудоваться цифровым тахографом. Основным документом, регламентирующим требования к таким устройствам, правила их эксплуатации и проверки остается Постановлению Правительства РФ №1213 (23.11.12).
Приказ №339 вносит изменения в такие документы:
Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»;
Приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
Все изменения можно условно разделить на 2 категории:
- Во-первых, обязывающие физические лица устанавливать тахографы на технику.
- Во-вторых, согласование нормативной базы с действующим постановлением правительства №382 от 30.03.19
Тахографы для транспорта физических лиц
Приказ №339 вносит изменения в документы, определяющие круг лиц, для которых оснащение ТС тахографами является обязательным. С 15 декабря нынешнего года бортовые самописцы нужно ставить на технику, находящуюся в собственности физлиц. Федеральный Закон № 386-ФЗ вносит эти изменения в 196-ФЗ.
Приказ №273, которые регламентирует процедуру оборудования техники тахографами, дополнен графиком вступления в действие норматива для физических лиц. Срок обязательного монтажа контрольного оборудования зависит от экологического класса и категории транспортного средства:
Категория ТС | М3 | М2 | N3 | N2 |
Класс не установлен | 1.11.19 | 1.08.20 | 1.03.20 | 1.12.20 |
Экологический класс 0-3 | 1.02.20 | 1.11.20 | 1.06.20 | 1.03.31 |
Экологический класс 4 | 1.05.20 | 1.02.21 | 1.09.20 | 1.06.21 |
ТС в собственности многодетных родителей | – | 1.01.22 | – | – |
Изменения затрагивают также 36 приказ. Основные цели этих корректировок:
- Обеспечить правовую базу для оснащения тахографами грузовиков и автобусов, которые используются физлицами.
- Обеспечить нормативную базу для работу с тахографами, требующими применения карты предприятия, даже в том случае, если владелец автомобиля — физлицо.
- Обеспечить согласование нормативной базы в части установления режима труда и отдыха с требованиями положений федерального закона 196-ФЗ (они начали действовать с 1.11.2019г).
Кроме того:
- Вводится предусмотренная нормативами формулировка «время управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств».
- Усиливается понятие «владельцы транспортных средств» — если ранее нормативы касались только предприятий, то теперь они распространяются и на физлица в чьей собственности находится ТС.
- Вводится понятие «периоды времени управления ТС» вместо «ежедневных периодов работы»
Некоторые корректировки касаются индивидуальных карт для тахографа:
- Для получения карты водителя не требуется привязка к адресу организации-работодателя (в дальнейшем возможно изменение формы заявления и исключение из перечня документов ходатайства с места работы).
- Карта мастерской для тахографа оформляется только на имя руководителя мастерской.
- Карту предприятия может получить ИП, юридическое или частное лицо.
Изменения по приказу № 339 для регулярных перевозок пассажиров
Ранее Постановление Правительства №382 (30.0319) «О категориях, оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров…» определило срок для регулярных пассажирских перевозок в черте города, причем этот срок не совпадал со сроком, указанным в приказе №273. Приказ №339 и стал тем документом, который корректировал:
- Приказ №36.
- Приказ №273.
При этом в приложение №2 к 36 приказу был добавлен еще один вид транспорта для обязательного оснащения тахографами:
«Транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий»
Приказ №273 изменился в части, касающейся сроков установки тахографов на такие транспортные средства (добавлена отсылка на постановление, которое, в свою очередь, в качестве крайнего срока устанавливает 1.07.2020).
Приведенные выше изменения начинают действовать с 15 декабря нынешнего года. А это значит, что автобус категории М3 с неустановленным экологическим классом уже может быть проверен сотрудниками ДПС или Ространснадзора на наличие тахографа.
А если ТС категории N2 выпуска 1986г. Эксплуатируется физ лицом в личных целях.
Как законно оформить документы об отсутствии необходимости использования тахографа?
Ведь установка бортового устройства приведёт к изменению конструкции ТС как переоборудование, данная операция оценивается в среднем около 50000р + Б/У ещё около 30000р. Кто в данном случае должен будет нести эти расходы? Ведь само ТС в нашем случае стоит примерно 250000-300000р.