Тарировка тахографа
Тарировка тахографа входит в перечень процедур, обязательных для прохождения владельцам транспортных средств с контрольным прибором. Тарируют приборы для того, чтобы убедиться в точности фиксации всех регистрируемых параметров.
Самостоятельно оттарировать устройство нельзя. Такая процедура проводится только в сертифицированной мастерской, у которой есть разрешения от ФБУ «Росавтотранс» и ФСБ РФ на работу с метрологическим и криптографическим оборудованием.
Тарировка — настройка контрольной измерительной аппаратуры
Тарировка — это универсальный термин, который может применяться по отношению к различным измерительным приборам. Он подразумевает настройку системы для того, чтобы она фиксировала данные с заявленной точностью. При этом процедура затрагивает оба компонента измерительной системы:
- Само устройство, которое отвечает за сбор данных и их обработку.
- Выносные датчики, которые непосредственно снимают информацию с узлов и агрегатов ТС.
Принцип настройки прост. Сначала на датчик оказывают воздействие с точно установленным значением. Затем настраивают работу приемного устройства, вводя поправочные коэффициенты — так, чтобы показания устройства соответствовали известной ранее величине воздействия.
Первичная тарировка тахографа проводится для того, чтобы сам тахограф правильно интерпретировал сигналы, поступающие от выносных датчиков. Но со временем погрешность измерения возрастает — потому периодически процедуру настройки нужно повторять. Тарировка дает возможность сохранить точность сбора данных на допустимом уровне.
Когда и зачем проводится тарировка тахографов?
Задача бортового контрольного устройства — фиксировать время и параметры движения ТС, в том числе скорость и пробег. При этом в ходе эксплуатации ТС точность замеров постоянно снижается — потому ее нужно восстанавливать в ходе настройки.
Недостаточная точность измерений приводит к тому, что показания, зафиксированные тахографом, утрачивают доказательную силу. По этой причине в нормативах прописана обязанность владельца ТС периодически проводить тарировку в сертифицированных сервисных центрах.
Кроме плановой настройки тарировать тахографы нужно в ситуациях, отдельно прописанных в законодательстве. Это:
- Изменение диаметра колес/шин.
- Ремонт самого прибора, датчиков или КПП автомобиля.
- Расхождение показаний встроенного хронографа с точным временем более 20 минут.
- Повреждение пломб на корпусе тахографа (вне зависимости от причины).
- Утеря настроечной таблицы.
- Изменение регистрационных данных автомобиля или личной информации владельца.
- Демонтаж устройства с установкой его на другой автомобиль (даже идентичной модели).
Во всех описанных случаях нужно проводить тарировку тахографа в сервисном центре. Результаты процедуры должны быть зафиксированы документально.
Срок действия тарировки тахографа
Владелец автомобиля, на котором установлен бортовой самописец, должен знать, сколько действует тарировка тахографа — иначе есть риск пропустить плановый срок и получить штраф при очередной проверке.
В законе установлена такая периодичность:
- Для приборов с блоком СКЗИ — тарировка раз в 3 года.
- Для приборов ЕСТР — настройка раз в год или раз в два года (зависит от конкретной модели).
Обратите внимание! Иногда производители указывают в документации к прибору межповерочный интервал, который превышает установленные законом сроки. Но при принятии решения об очередной тарировке нужно учитывать именно требования действующих нормативов. Только соблюдение указанной в законодательстве периодичности даст возможность подтвердить, что тахограф фиксирует показания точно и собранные данные имеют доказательную силу.
Отличия тарировки от калибровки
В перечне работ, которые проводятся в лицензированных сервисных центрах, указываются как тарировка, так и калибровка бортовых цифровых тахографов. Несмотря на схожесть решаемых задач, между процедурами есть существенные отличия:
- При тарировке настраивается вся система сбора информации, включая бортовое устройство и периферические датчики.
- Калибровка затрагивает только бортовое устройство.
Цены на тарировку тахографов также отличаются от цен на калибровку.
Обычно проводится двухэтапная калибровка:
- При установке нуля в память прибора вводятся корректировочные коэффициенты. Основная задача — зафиксировать «ноль» на дисплее при отсутствии реакции со стороны датчика.
- При настройке калиброванным напряжением корректируют показания прибора, подавая на него сигналы с фиксированным воздействием. Это имитирует сбор данных датчиком — а ввод корректировочных коэффициентов дает возможность откалибровать приемное устройство для нужной точности фиксации.
Кроме того, может проводиться градуировка датчика — сопоставление электрического сигнала с интенсивностью воздействия. Отдельно в память устройства выносятся параметры, которые не затрагивают работу датчика — длина окружности шин и т.д.
Процедура тарировки
Несмотря на то, что тарировка — обязательная процедура, ее редко делают отдельно. Как правило, тарируют тахограф при настройке, которая также сопровождается калибровкой системы и требует внесения установочных данных в память оборудования. Для проведения работ нужна специализированная аппаратура, кроме того, тарировать бортовые самописцы нельзя без лицензии — ее выдает ФБУ «Росавтотранс». Разрешение ФСБ РФ нужно только ля работы с блоками СКЗИ (устройства ЕСТР можно обслуживать без этого документа).
Перед началом операции транспортное средство с установленным на нем контрольным прибором осматривают. При этом проверяют целостность корпуса, а также сохранность пломб, которые были закреплены при прохождении предыдущего обслуживания.
Расчет коэффициента передачи трансмиссии W
Тарировка проводится для определения коэффициента W (значение передачи трансмиссии). Этот показатель определяет количество импульсов, которое поступает с установленного на КПП сенсора при прохождении ТС фиксированного расстояния. Чаще всего используется методика замера на определенной заранее дистанции:
- Для испытания используют заранее размеченный ровный участок. Длина участка — 20 метров.
Обратите внимание! Одно из условий получения мастерской лицензии на работу с контрольными самописцами — наличие тестового участка для описанной процедуры. На участке должно быть уложено ровное дорожное покрытие, которое обеспечивает сцепление колес с основанием и исключает проскальзывание. В крайних точках устанавливают фотоэлементы или другие устройства, которые не дают возможности ТС пересечь горницу тестового отрезка.
- Чтобы исключить погрешность (она может достигать 15%) давление в шинах устанавливают на уровне, рекомендованном производителем ТС. Проведение испытания на полуспущенных колесах или колесах с избыточным давлением не допускается.
- Тахограф активируется с помощью карты мастера. Тип карты должен соответствовать типу контрольного прибора (ЕСТР/СКЗИ).
- В функциональном меню тахографа выбирают соответствующий расчету W пункт и вводят длину дистанции, которое пройдет автомобиль.
- Проводят 4 тестовых заезда со скоростью, не превышающей 10 км/ч. Коэффициент W вычисляется автоматически, при этом в памяти записывается среднее значение. Его определяют по результатам четырех заездов.
Если нельзя провести процедуру по описанной схеме — W рассчитывают с использованием роликового стенда. Точность расчета при этом будет несколько ниже, чем при проезде фиксированной дистанции — но все равно достаточной.
Калибровка как этап тарировки
При калибровке нужно ввести в память контрольного прибора служебную информацию:
- Значения погрешностей измерительных элементов — спидометра, встроенного хронометра и одометра.
- Показатели давления воздуха в шинах ТС.
- Характеристики ведущих колес (длину окружности).
Обратите внимание! Длина окружности замеряется при давлении, рекомендованном производителем автомобиля. Для замера на колесо наносят отметку, а затем проезжают дистанцию, соответствующую пяти оборотам колеса. Расстояние между стартовой и финишной точкой замеряют и делят на 5 — это дает возможность рассчитать длину окружности с достаточной точностью.
- Плановую дату следующей по графику калибровки.
При первичном монтаже устройства в память также нужно внести:
- Текущее значение пробега ТС.
- Дату и время (с указанием часового пояса).
- Информацию об автомобиле: марку, модель, номер машины, номер кузова, VIN, номера контрольного прибора и модуля СКЗИ.
- Сведения о компании-владельце ТС: название, ОГРН, адрес, ИНН
- Сведения о мастерской
Также при настройке обязательно вводятся предупреждающие и ограничивающие данные. Первые сигнализируют о потребности выгрузки информации с карты тахографа, вторые — показывают максимальные значения времени за рулем и скорости ТС.
Тарировка — это важный этап настройки бортового цифрового самописца. Не оттарированный прибор не пройдет поверку и не может использоваться — потому владельцам ТС нужно следить за сроками и вовремя передавать автомобиль с тахографом на обслуживание в сервисные центры.