Тарировка тахографа

Тарировка тахографа входит в перечень процедур, обязательных для прохождения владельцам транспортных средств с контрольным прибором. Тарируют приборы для того, чтобы убедиться в точности фиксации всех регистрируемых параметров.

Самостоятельно оттарировать устройство нельзя. Такая процедура проводится только в сертифицированной мастерской, у которой есть разрешения от ФБУ «Росавтотранс» и ФСБ РФ на работу с метрологическим и криптографическим оборудованием.

Тарировка тахографа

Тарировка — настройка контрольной измерительной аппаратуры

Тарировка — это универсальный термин, который может применяться по отношению к различным измерительным приборам. Он подразумевает настройку системы для того, чтобы она фиксировала данные с заявленной точностью. При этом процедура затрагивает оба компонента измерительной системы:

  • Само устройство, которое отвечает за сбор данных и их обработку.
  • Выносные датчики, которые непосредственно снимают информацию с узлов и агрегатов ТС.

Принцип настройки прост. Сначала на датчик оказывают воздействие с точно установленным значением. Затем настраивают работу приемного устройства, вводя поправочные коэффициенты — так, чтобы показания устройства соответствовали известной ранее величине воздействия.

Первичная тарировка тахографа проводится для того, чтобы сам тахограф правильно интерпретировал сигналы, поступающие от выносных датчиков. Но со временем погрешность измерения возрастает — потому периодически процедуру настройки нужно повторять. Тарировка дает возможность сохранить точность сбора данных на допустимом уровне.

Когда и зачем проводится тарировка тахографов?

Задача бортового контрольного устройства — фиксировать время и параметры движения ТС, в том числе скорость и пробег. При этом в ходе эксплуатации ТС точность замеров постоянно снижается — потому ее нужно восстанавливать в ходе настройки.

тарировка тахографов

Недостаточная точность измерений приводит к тому, что показания, зафиксированные тахографом, утрачивают доказательную силу. По этой причине в нормативах прописана обязанность владельца ТС периодически проводить тарировку в сертифицированных сервисных центрах.

Кроме плановой настройки тарировать тахографы нужно в ситуациях, отдельно прописанных в законодательстве. Это:

  • Изменение диаметра колес/шин.
  • Ремонт самого прибора, датчиков или КПП автомобиля.
  • Расхождение показаний встроенного хронографа с точным временем более 20 минут.
  • Повреждение пломб на корпусе тахографа (вне зависимости от причины).
  • Утеря настроечной таблицы.
  • Изменение регистрационных данных автомобиля или личной информации владельца.
  • Демонтаж устройства с установкой его на другой автомобиль (даже идентичной модели).

Во всех описанных случаях нужно проводить тарировку тахографа в сервисном центре. Результаты процедуры должны быть зафиксированы документально.

Срок действия тарировки тахографа

Срок действия тарировки тахографа

Владелец автомобиля, на котором установлен бортовой самописец, должен знать, сколько действует тарировка тахографа — иначе есть риск пропустить плановый срок и получить штраф при очередной проверке.

В законе установлена такая периодичность:

  • Для приборов с блоком СКЗИ — тарировка раз в 3 года.
  • Для приборов ЕСТР — настройка раз в год или раз в два года (зависит от конкретной модели).

Обратите внимание! Иногда производители указывают в документации к прибору межповерочный интервал, который превышает установленные законом сроки. Но при принятии решения об очередной тарировке нужно учитывать именно требования действующих нормативов. Только соблюдение указанной в законодательстве периодичности даст возможность подтвердить, что тахограф фиксирует показания точно и собранные данные имеют доказательную силу.

Отличия тарировки от калибровки

В перечне работ, которые проводятся в лицензированных сервисных центрах, указываются как тарировка, так и калибровка бортовых цифровых тахографов. Несмотря на схожесть решаемых задач, между процедурами есть существенные отличия:

  • При тарировке настраивается вся система сбора информации, включая бортовое устройство и периферические датчики.
  • Калибровка затрагивает только бортовое устройство.

Цены на тарировку тахографов также отличаются от цен на калибровку.

Обычно проводится двухэтапная калибровка:

  • При установке нуля в память прибора вводятся корректировочные коэффициенты. Основная задача — зафиксировать «ноль» на дисплее при отсутствии реакции со стороны датчика.
  • При настройке калиброванным напряжением корректируют показания прибора, подавая на него сигналы с фиксированным воздействием. Это имитирует сбор данных датчиком — а ввод корректировочных коэффициентов дает возможность откалибровать приемное устройство для нужной точности фиксации.

Кроме того, может проводиться градуировка датчика — сопоставление электрического сигнала с интенсивностью воздействия. Отдельно в память устройства выносятся параметры, которые не затрагивают работу датчика — длина окружности шин и т.д.

Процедура тарировки

Несмотря на то, что тарировка — обязательная процедура, ее редко делают отдельно. Как правило, тарируют тахограф при настройке, которая также сопровождается калибровкой системы и требует внесения установочных данных в память оборудования. Для проведения работ нужна специализированная аппаратура, кроме того, тарировать бортовые самописцы нельзя без лицензии — ее выдает ФБУ «Росавтотранс». Разрешение ФСБ РФ нужно только ля работы с блоками СКЗИ (устройства ЕСТР можно обслуживать без этого документа).

Процедура тарировки

Перед началом операции транспортное средство с установленным на нем контрольным прибором осматривают. При этом проверяют целостность корпуса, а также сохранность пломб, которые были закреплены при прохождении предыдущего обслуживания.

Расчет коэффициента передачи трансмиссии W

Тарировка проводится для определения коэффициента W (значение передачи трансмиссии). Этот показатель определяет количество импульсов, которое поступает с установленного на КПП сенсора при прохождении ТС фиксированного расстояния. Чаще всего используется методика замера на определенной заранее дистанции:

  • Для испытания используют заранее размеченный ровный участок. Длина участка — 20 метров.

Обратите внимание! Одно из условий получения мастерской лицензии на работу с контрольными самописцами — наличие тестового участка для описанной процедуры. На участке должно быть уложено ровное дорожное покрытие, которое обеспечивает сцепление колес с основанием и исключает проскальзывание. В крайних точках устанавливают фотоэлементы или другие устройства, которые не дают возможности ТС пересечь горницу тестового отрезка.

  • Чтобы исключить погрешность (она может достигать 15%) давление в шинах устанавливают на уровне, рекомендованном производителем ТС. Проведение испытания на полуспущенных колесах или колесах с избыточным давлением не допускается.
  • Тахограф активируется с помощью карты мастера. Тип карты должен соответствовать типу контрольного прибора (ЕСТР/СКЗИ).
  • В функциональном меню тахографа выбирают соответствующий расчету W пункт и вводят длину дистанции, которое пройдет автомобиль.
  • Проводят 4 тестовых заезда со скоростью, не превышающей 10 км/ч. Коэффициент W вычисляется автоматически, при этом в памяти записывается среднее значение. Его определяют по результатам четырех заездов.

Если нельзя провести процедуру по описанной схеме — W рассчитывают с использованием роликового стенда. Точность расчета при этом будет несколько ниже, чем при проезде фиксированной дистанции — но все равно достаточной.

Калибровка как этап тарировки

При калибровке нужно ввести в память контрольного прибора служебную информацию:

  • Значения погрешностей измерительных элементов — спидометра, встроенного хронометра и одометра.
  • Показатели давления воздуха в шинах ТС.
  • Характеристики ведущих колес (длину окружности).

Обратите внимание! Длина окружности замеряется при давлении, рекомендованном производителем автомобиля. Для замера на колесо наносят отметку, а затем проезжают дистанцию, соответствующую пяти оборотам колеса. Расстояние между стартовой и финишной точкой замеряют и делят на 5 — это дает возможность рассчитать длину окружности с достаточной точностью.

  • Плановую дату следующей по графику калибровки.

При первичном монтаже устройства в память также нужно внести:

  • Текущее значение пробега ТС.
  • Дату и время (с указанием часового пояса).
  • Информацию об автомобиле: марку, модель, номер машины, номер кузова, VIN, номера контрольного прибора и модуля СКЗИ.
  • Сведения о компании-владельце ТС: название, ОГРН, адрес, ИНН
  • Сведения о мастерской

Также при настройке обязательно вводятся предупреждающие и ограничивающие данные. Первые сигнализируют о потребности выгрузки информации с карты тахографа, вторые — показывают максимальные значения времени за рулем и скорости ТС.

Тарировка — это важный этап настройки бортового цифрового самописца. Не оттарированный прибор не пройдет поверку и не может использоваться — потому владельцам ТС нужно следить за сроками и вовремя передавать автомобиль с тахографом на обслуживание в сервисные центры.

Комментировать

avatar