Тахограф на автомобиль
Действующие нормативы предписывают устанавливать тахограф на автомобиль, если машина используется при перевозке грузов или пассажиров. При этом бортовой контрольный прибор должен соответствовать нормативам, действующим в РФ, а его установка должны выполняться в специализированной мастерской.
Законодательное регулирование всех аспектов, связанных с установкой и использованием тахографов, касается в первую очередь автомобилей, задействованных в коммерческих перевозках — грузовых либо пассажирских. Оснащать контрольным устройством машину, которая находится в частной собственности, тоже можно — но на добровольной основе по личной инициативе владельца.
На какие транспортные средства устанавливается тахограф?
Обязательное оснащение автомобилей тахографами, законодательно закрепленное в последние несколько лет в РФ, призвано улучшить ситуацию с аварийностью на дорогах. Такие приборы фиксируют время, проведенное водителем за рулем, во избежание излишней усталости при работе без отдыха. До внедрения цифровых самописцев переработки (превышение рекомендованного непрерывного времени вождения) были распространены повсеместно, и в результате переутомления водители чаще попадали в ДТП.
Чтобы снизить аварийность, и получить эффективный инструмент для контроля рабочего режима, были приняты постановления об обязательном оснащении тахографами автомобилей из категорий:
- N2 и N3 — грузовиков, в том числе перевозящих опасные грузы.
- М2 и М3 — автобусов и микроавтобусов, оборудованных для перевозки пассажиров (в салоне должно быть 8 и более посадочных мест, исключая место водителя).
К первой группе также относятся самосвалы и краны-манипуляторы на грузовых шасси. Ранее некоторые транспортные средства такого типа попадали в список исключений, но сегодня оснащать их бортовыми самописцами нужно обязательно.
В отношении автобусов требования к оснащению тахографами тоже ужесточались постепенно. Действовавшие ранее приказы Минтранса Российской Федерации № 36 и № 273 (оба были приняты в 2013 году) исключали из перечня ТС для обязательной установки самописцев городские и пригородные маршруты.
Приказ № 227 от 26 июля 2017 внес изменения в эти нормативы. Потому с 1 июля 2018 года цифровые контрольные приборы должны стоять на всех пригородных автобусах. С 1.07.2019 обязательно нужно оснащать самописцами автобусы и микроавтобусы на городских маршрутах. Это требование касается не только рейсовых транспортных средств, но и техники, перевозящей пассажиров по заказу или использующейся для решения собственных задач предприятия (например, доставки рабочих).
Сроки установки тахографов с СКЗИ
Транспортные средства | Срок установки тахографов |
---|---|
Автобусы, кроме пригородных и городских | 1 июня 2014 |
Пригородные автобусы | 1 июня 2018 |
Городские автобусы | 1 июня 2019 |
Грузовики для перевозки опасных грузов | 1 апреля 2014 |
Грузовики тяжелее 15 тонн для междугородных перевозок | 1 июля 2014 |
Грузовики тяжелее 12 тонн | 1 сентября 2014 |
Грузовики тяжелее 3,5 тонн | 1 апреля 2015 |
Грузовики и автобусы, оснащенные аналоговыми тахографами | 1 июля 2016 |
Грузовики и автобусы, оснащенные цифровыми тахографами без СКЗИ | 1 января 2018 |
На какие автомобили тахограф не ставят?
В действующих нормативах есть список исключений. Если транспортные средства из указанных выше категорий (т.е. грузовики, автобусы и микроавтобусы) попадают в этот список, то устанавливать бортовой самописец на них не обязательно. Это касается в первую очередь ТС, принадлежащих государственным службам:
- МВД.
- ФСИН.
- ФСБ.
- МЧС.
- Скорой Помощи.
Не нужно обрадовать контрольными приборами технику, принадлежащую Вооруженным Силам и Росгвардии. Требования об обязательной установке тахографа на автомобили не распространяется также на спецтехнику: бетононасосы, автокраны, передвижные лаборатории, трактора и т.д.
Кроме того, в список исключений попала вся техника, которая не эксплуатируется на дорогах общего пользования — спортивные автомобили, машины, применяемые при обучении вождению на полигонах либо площадках и т.д.
Нужен ли тахограф на личный автомобиль?
Устанавливать тахографы закон обязывает только индивидуальных предпринимателей и юридические лица — в том случае, если машина используется в коммерческой деятельности. На транспорт, который находится в личной собственности, требование об обязательной установке цифровых контрольных приборов не распространяется.
Здесь есть важный нюанс:
- Если вы используете грузовик или автобус в личных целях (т.е. не для получения прибыли), то самописец на него не ставится (делать это можно, но по личной инициативе).
- При этом у сотрудников контролирующих органов (ДПС или Ространснадзора) могут возникнуть подозрения о коммерческом характере вашей деятельности. В этом случае вам придется предъявлять доказательства, что перевозка не предполагает получения прибыли.
Если же проверяющие усмотрят признаки нарушения действующего законодательства то вам будет грозить сразу два наказания: за занятие предпринимательской деятельностью без регистрации и за эксплуатацию ТС без тахографа.
Обратите внимание! Если автомобиль находится в частной собственности, но управляет им предприниматель (например, при аренде техники), то установка тахографа и его использование при выполнении коммерческих рейсов будут обязательными.
Нормы работы водителя грузового автомобиля по тахографу
Тахограф, установленный на грузовом автомобиле, фиксирует все виды деятельности, которыми занимается водитель в ходе рабочей смены. Для этого в гнездо прибора устанавливается индивидуальная тахокарта, которая идентифицирует водителя и служит носителем для данных, фиксируемых прибором.
Смена режимов на тахографе («отдых» или «работа») чаще всего происходит полуавтоматически. Это значит, что водитель может сам выбирать нужный режим, но если на грузовике будет включено зажигание, то прибор автоматически будет засчитываться все время в качестве рабочего.
Временные промежутки, которые регистрируются самописцем, включают время непосредственного вождения, подготовку ТС к рейсу, обслуживающие работы (заправка, ремонт), операции с грузом и т.д. Также на тахографе фиксируются вынужденные простои — они не включаются во время отдыха водителя.
При выполнении коммерческого рейса водитель должен придерживаться таких норм:
- Общее время вождения — не более 9 часов в день (до 10 часов не чаще 2 раз в неделю, до 8 часов – при работе в сложных условиях и гористой местности). Суммарно в неделю можно работать не более 56 часов, за 2 недели этот срок не должен превышать 90 часов.
- Общая продолжительность рабочего времени (вождение + другие работы) — до 13 часов в день (до 15 часов не чаще 3 раз в неделю).
- Максимальное время вождения без перерыва должно составлять 4 часа. После этого обязателен перерыв не короче 15 минут. Время перерыва на обед составляет от 30 минут. Если рабочий день водителя превышает 8 часов, то ему может быть предоставлено 2 перерыва суммарной длительностью до 2 часов
- Выполнение других работ (заправка обслуживание, погрузка) на перерыве не допускается. Все это время на тахографе должен быть установлен режим «отдых».
- Продолжительность непрерывного отдыха в рейсе составляет 11 либо 9 часов в сутки. Суммарно в неделю должно получаться не менее 45 часов (в ряде случаев допускается сокращение суммарного времени непрерывного отдыха до 36 либо 24 ч).
Соблюдение этих норм контролируется сотрудниками ДПС или Ространснадзора при проверке показаний тахографа на машине. Обнаруженное нарушение с высокой вероятностью станет причиной для штрафа (для водителя – до 3 тысяч рублей).
Кто должен устанавливать тахографы на автомобиль?
Оснащение автомобилей бортовыми самопишущими устройствами связано со значительными расходами. Сюда включают и стоимость самого прибора, и стоимость услуг по его установке и настройке. Желая хоть немного сэкономить, многие интересуются, можно ли установить прибор на автомобиль самостоятельно.
Увы, такой возможности нет. Причины следующие:
- Тахографы, используемые в РФ, оснащаются блоком криптозащиты информации — СКЗИ/НКМ. Это устройство относится к категории криптографического оборудования, и работать с ним могут только организации, имеющие соответствующую лицензию ФСБ РФ.
- При установке тахографа необходимо провести активацию модуля СКЗИ. Для этого используется автоматизированное рабочее место (АРМ), которое связывается с серверами ФБУ «Роставтотранс» по защищенному каналу, передает запрос на активацию и получает электронный цифровой ключ. Получить цифровую подпись для активации криптографического модуля тахографа иным способом невозможно.
- Если тахограф будет подключен вне специализированной мастерской, то гарантия от производителя станет недействительной. Учитывая достаточно высокую цену устройств, такое развитие событие нежелательно.
Кроме того, монтаж прибора может потребовать выполнения трудоемких операций – замены датчиков скорости, подключения к бортовой сети с установкой предохранителей и т.д. Сделать это в кустарных условиях на нужном уровне качества практически невозможно.
От чего зависит стоимость тахографа на грузовой автомобиль?
Сократить расходы на оснащение машины самописцем за счет самостоятельного монтажа не получится. Поэтому владельцам ТС или руководителям транспортных компаний стоит заранее рассчитать нужные расходы.
Стоимость установки тахографа на грузовик включает:
- Цену самого устройства. Она зависит от модели прибора и его функционала, а также от типа самописца (цены на тахографы ЕСТР и СКЗИ отличаются).
- Цену комплектующих — короба или кронштейнов, установочного комплекта, внешних антенн, крепежа и т.д.
- Стоимость услуг по активации криптографического модуля (для приборов с СКЗИ).
- Стоимость услуг по установке, настройке и калибровке прибора.
Последний пункт определяется компанией, которая будет производить монтаж, на основе оценки трудоемкости процедуры.
Установив тахограф на автомобиль в сертифицированной мастерской, соблюдая правила его использования и придерживаясь норм рабочего времени, вы будете застрахованы от претензий со стороны контрольных органов. При этом соблюдение рабочего режима позволит избежать переутомления и снизит риск попадания в аварию.