Закон о тахографе для физических лиц
Действующая нормативная база в области тахографии будет претерпевать изменения. Основной их целью становится подготовка приказов Минтранса к обязательной установке тахографов на автомобили, принадлежащие физическим лицам.
По предварительной информации осенью текущего года будут утверждены изменения, касающиеся приказов Минтранса №36 и № 27, регламентирующих оснащение тахографами транспортных средств. Согласно этим изменениям, тахографы, которые ранее ставились только на коммерческий транспорт. Нужно будет устанавливать также на грузовики, находящиеся в частной собственности физлиц. Водители таких ТС должны будут оформлять индивидуальные ключ-карты и соблюдать рекомендованные законом интервалы вождения и отдыха.
На сегодняшний день в системе «Платон» зарегистрировано более миллиона грузовых автомобилей. Из них почти 800 тысяч — около 67% — находится в собственности физлиц. Часто индивидуальные предприниматели или юрлица для минимизации расходов регистрируют грузовики на себя. С точки зрения закона претензии к такому оформлению могут возникать только в том случае, если будет зафиксировано уклонение от уплаты налогов.
С одной стороны, практически все современные грузовые ТС оборудуются тахографами при производстве. С другой — не все приборы, которые устанавливают производители, соответствуют требованиям нормативной базы: наряду с цифровыми моделями, рассчитанными на работу с модулями СКЗИ, есть также аналоговые устройства и приборы ЕСТР. Кроме того, при покупке грузовика в лизинг его владелец не может вносить изменения в конструкцию машины, а значит, оснастить ее тахографом не получится.
Мнение экспертов
Многие эксперты, в том числе Валерий Войтко, президент ассоциации «Дальнобойщик», считает, что время для внесения изменений в нормативную базу выбрано не самое лучшее. Снижение объемов автотранспортных перевозок приводит к уменьшению их рентабельности. Потому желания тратить дополнительные деньги (около 40 тысяч за сам прибор с установкой + около 3 тысяч за карту для водителя) тратить не захочет никто. И если индивидуальные предприниматели могут найти средства для переоборудования 1-2 машин, то крупным компаниям придётся серьезно вкладываться в модернизацию автопарка.
При том В. Войтко отмечает, что представители контролирующих органов практически никогда не проверяют, соблюдает ли водитель режима работы — при любой проверке фиксируется только наличие самого прибора и использование водителем тахокарты. Не нужно сбрасывать со счетов и то, то взятка за обнаруженную инспектором переработку по тахографу значительно ниже стоимости прибора.
Председатель профсоюза водителей-профессионалов А. Котов утверждает, что в нынешних реалиях оснащение грузовика тахографом практически никак не влияет на безопасность. Переработки водителей в этой отрасли — норма, сложившаяся и закреплённая в течение многих лет: сами руководители транспортных предприятий вынуждают водителей работать с нарушениями. Кроме того, сопротивляются внедрению тахографического контроля и сами водители — по их утверждениям, при работе в соответствии с требованиями закона (т.е. строго соблюдая временные интервалы) заработать просто не получится.
По мнению Александра Котова, выходом может стать внедрение общественного контроля, а также привлечение к проверкам ГИБДД представителей профсоюза.
Итоги и решения
Инициатива Минтранса по внедрению изменений в приказ №36 была встречена критикой со стороны Минэкономразвития. По мнению этого ведомства, дополнительная нагрузка на владельцев автомобилей становится препятствием для развития предпринимательства, при этом не выполняет основной задачи. Снижение аварийности на дорогах было отмечено, но оно было незначительным. Поэтому многие эксперты расценивают инновации не как заботу о безопасности, а о перераспределении финансирования в пользу отдельных игроков рынка.