Закон об установке тахографов на грузовые автомобили
Действующий в Российской Федерации закон об установке тахографов на грузовые автомобили обязывает владельцев ТС для перевозки грузов устанавливать на технику бортовые самопишущие устройства. Требования к этим устройствам строго регламентируются, а отсутствие прибора на автомобиле со 100% вероятностью станет причиной штрафных санкций.
Новый закон об установке тахографов на грузовые автомобили, уже вступил в действие. Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих органов, нужно разобраться в том, какие именно контрольные устройства можно использовать на грузовиках.
Назначение и принцип работы тахографа
Одна из основных причин аварий, происходящих с участием грузового транспорта – переутомление водителей при систематических переработках. Превышение рекомендованного времени работы еще недавно было практикой, распространенной повсеместно, а соблюдение рекомендаций по продолжительности рабочего дня почти не контролировалось.
Чтобы снизить уровень аварийности с участием грузового автотранспорта, было принято решение об обязательном оснащении ТС тахографами. Они представляют собой устройства, которые соединяются с датчиком скорости автомобиля и подключаются к его бортовой сети. Современные модели цифровых приборов фиксируют:
- Время управления автомобилем.
- Врем простоя.
- Пройденный маршрут.
- Скоростной режим и другие параметры.
При этом доступ к прибору персонализирован: для работы с самописцем водитель должен вставить в его гнездо личную карточку с электронным ключом. Использование этого ключа позволяет зафиксировать, кто управлял машиной в тот или иной момент времени.
Данные, которые записываются в память прибора, хранятся в зашифрованном (а значит – защищенном от редактирования/удаления) виде.
Для получения сведений о времени, проведенном за рулём, представитель контролирующих органов (ДПС ГИБДД или Ространснадзора) может потребовать от водителя распечатку данных. Доступ к памяти прибора также обеспечивается с помощью карты контролера.
Какие виды ТС по закону подлежат оснащению тахографами?
Сегодня бортовые самописцы нужно устанавливать на технику, которая принадлежит (либо находится в аренде) юридическими лицам или ИП, и задействуется в коммерческих перевозках. Требования распространяется на:
- Автобусы и микроавтобусы, у которых 8 и более пассажирских мест (с массой до 5 тонн – категория M2, свыше 5 т – М3).
- Грузовики с массой от 3,5 до 12 т (N2).
- Грузовики с массой более 12 т (N3).
Именно две последние категории транспортных средств наиболее активно используются в РФ для перевозки грузов. Согласно действующим нормативам, на них нужно обязательно устанавливать бортовые самописцы. При управлении таким автомобилем водитель должен соблюдать требования закона по максимальной продолжительности вождения и интервалам отдыха.
Список исключений (т.е. перечень видов техники, которая не требует переоборудования) постепенно сокращается. Сегодня в него входят машины, принадлежащие ВС РФ, спецслужбам (ФСБ, МВД, Росгвардия), учебные автомобили, а также спецтехнику. Краны-манипуляторы и самосвалы в перечень исключений не попадают, т.е. ставить на них тахографы нужно.
Если грузовик находится в собственности физического лица, то требование об обязательном оснащении техники тахографом на него не распространяется только при использовании машины в личных целях. Если же владелец оказывает услуги по перевозке грузов на коммерческой основе, то машину следует оборудовать бортовым самописцем, и при выполнении рейса соблюдать правила использования тахографа, а также рекомендации по продолжительности рабочего времени.
Установка тахографов по закону в 2019 году
Если перечень ТС, которые нужно оснащать самописцами, в последние годы расширился, то требования к устройствам остались неизменными. Для выполнения рейсов внутри России грузовик должен быть оборудован цифровым тахографом с модулем НКМ/СКЗИ.
Если же техника задействуется для выполнения рейсов на международных маршрутах, то на нее устанавливается тахограф, соответствующий требованиям Европейского Соглашения (ЕСТР). При этом в ЕС сейчас активно внедряются так называемые смарт-тахографы — устройства нового поколения:
- Основной документ, регламентирующий их внедрение — регламент 2016/799 (принят в 2016 году, вступает в силу в 2019 году). Он устанавливает требования к устройствам, которые должны стоят на технике, которая регистрируется В ЕС впервые.
- Если же автомобиль уже эксплуатировался, то для контрольного прибора достаточно соответствия ранее дискующему регламенту 3821/85.
Вопрос о целесообразности оснащения автомобилей, принадлежащих российским компаниям, смарт-тахографами по регламенту 2016/799 пока находится в стадии обсуждения. Потому сейчас для соответствия всем требованиям достаточно устанавливать на грузовые ТС приборы ЕСТР.
Какие устройства нужно менять?
Если на транспортном средстве уже установлен контрольный прибор, то это не значит, что его владелец полностью выполнил требования законодательства. Ряд нормативов (в том числе приказ №273 Минтранса РФ) обязывает владельцев грузовой техники заблаговременно выполнить замену тахографов ЕСТР:
- Установленных при производстве автомобиля до 01.04.2014 года.
- Смонтированных в автомастерских до 11.03.2014.
Нужно ли менять аналоговый тахограф на цифровой?
С 2016 года на территории РФ допускается использование только цифровых тахографов. Абсолютное большинство аналоговых изделий не может эксплуатироваться по закону и подлежит замене.
Из этого правила есть исключение. Закон допускает эксплуатацию аналоговых моделей на большегрузных автомобилях (снаряжённая масса от 15 тонн) и автобусах большой вместимости (от 20 и более пассажирских мест). Для этого необходимо, чтобы ТС соответствовало 3 условиям:
- Транспортное средство применялось при выполнении коммерческих международных перевозок.
- Контрольный прибор был частью конструкции автомобиля (т.е. монтаж проводился в заводских условиях).
- Оснащение техники тахографом производилось до 8 ноября 2013 года.
Если хотя бы одно из 3 условий не выполняется – замена аналогового прибора цифровой моделью будет обязательной, а игнорирование этого требования станет причиной штрафа.
Тахографы СКЗИ на грузовые авто
Основная разновидность контрольных устройств, которые устанавливаются на грузовики в РФ – тахографы с модулем СКЗИ. Криптографический блок делают съемным и оснащают собственным ПО и модулем памяти — это позволяет производить его регулярную (раз в 3 года) замену без полного демонтажа прибора.
Использование блоков СКЗИ с их системой шифрования контролируется ФСБ РФ, потому поставить такой тахограф на грузовой автомобиль вы сможете только в сертифицированной мастерской.
Сам процесс оснащения грузовика прибором СКЗИ производится по следующем алгоритму:
- Представитель сервисного центра активирует НКМ, запрашивая в ФБУ «Росавтотранс» уникальный цифровой ключ.
- Активированный модуль СКЗИ устанавливается в специальное гнездо на корпусе прибора.
- В салоне выбирается место для монтажа устройства (экран должен быть хорошо виден, водитель должен иметь возможность пользоваться панелью управления минимально отвлекаясь от управления машиной).
- Измерительный прибор подключается к бортовой сети грузовика, настраивается и калибруется. В память прибора оператор вносит характеристики ТС — это нужно как для идентификации, так и для обеспечения точности замеров.
После всех проведенных манипуляций и проверки работоспособности корпус и все подключения пломбируются. Прибор ставится в гнездо и фиксируется там, а в документы вносятся соответствующие отметки.
Даже при наличии соответствующих навыков самостоятельно выполнить установку прибора СКЗИ на грузовик нельзя. Активацию криптографического модуля может проводить только сотрудник сертифицированной мастерской, а использование не активированного прибора не допускается по закону.
Штраф за отсутствие тахографа в 2019 году
В 2019 году в связи со вступившими в силу изменениями (расширение перечня ТС, для которых тахограф обязательно нужен, включение в этот перечень городских и пригородных автобусов) контроль соблюдения законодательства усилился. В список ситуаций, приводящих к получению штрафа, попали:
- Эксплуатация грузовика без тахографа (с аналоговым устройством или прибором без СКЗИ).
- Отсутствие тахографа на личном грузовике при выполнении коммерческого рейса (если водитель не смог доказать, что перевозит грузы в личных целях).
- Неисправность измерительного прибора.
- Отсутствие ленты в принтере либо отказ от распечатки данных по требованию проверяющего.
- Нарушение пломбировки корпуса/подключений.
- Использование прибора ЕСТР без документов, разрешающих выполнение международных рейсов (карточка доступа).
- Нарушение режима труба и отдыха по бортовому самописцу.
Для водителя (физическое лицо) сумма штрафа составит от 1000 до 3000 тыс. рублей. На сумму до 3 тысяч он может быть также оштрафован, если сотрудник ДПС или контроллер Ространснадзора выявят превышение времени управления грузовиком или другое нарушение режима работы.
Для должностного лица (если будет доказана его ответственность в нарушении) сумма штрафа согласно ст. 11.23 КоАП составит от 5 до 10 тысяч рублей. Планируется также введение штрафных санкций для юридических лиц, игнорирующих нормативные требования об оснащении грузовой техники самописцами. Обсуждается сумма штрафа от 50 до 100 тысяч, кроме того, предлагают внедрять и другие наказания, вплоть до приостановки деятельности компании.
Чтобы закон об установке тахографов на грузовые автомобили не стал причиной штрафных санкций, стоит заранее позаботиться о выполнении его требований. Своевременное переоборудование техники не только защитит от претензий со стороны ДПС или Ространснадзора, но и позволит эффективнее контролировать работу водителей при перевозке грузов.