Замена блока СКЗИ тахографа
Замена блока СКЗИ тахографа по действующему в РФ законодательству проводится регулярно — один раз в три года. Именно на такой срок службы рассчитан модуль НКМ, и повторное его использование законом не предусмотрено.
Кроме того, возможна также внеплановая смена СКЗИ:
- При неисправности блока СКЗИ.
- При продаже (передаче) транспорта другому владельцу.
- При изменении регистрационных данных автомобиля или его владельца.
Во всех описанных случаях проводится замена блока СКЗИ — он изначально не рассчитан на ремонт, и внесенные ранее регистрационные данные тоже не подлежат изменению.
Цены на замену блока СКЗИ
Изначально рассчитать, сколько стоит поменять СКЗИ в тахографе, можно только приблизительно. Связано это с тем, что смета включает:
- Цену самого модуля;
- Стоимость работ по демонтажу старого устройства, а также монтажу и активации нового.
Именно второй пункт для разных ТС может отличаться — в первую очередь из-за различной трудоёмкости монтажных работ.
Вид услуги/товара | Цена, руб. |
---|---|
Блок СКЗИ | от 24 000 |
Активация блока СКЗИ | 3 000 |
Калибровка тахографа | 3 000 |
Замена блока СКЗИ | от 33 000* |
Выберите интересующий Вас тип услуги и оформите заявку
Назначение и устройство блока СКЗИ (НКМ)
Цифровые тахографы, которые разрешены к эксплуатации в РФ, собирают информацию о перемещении ТС и продолжительности рабочей смены водителя. При этом данные, которые поступают в память прибора, должны храниться в виде, защищенном от удаления и изменения. Эта задача решается за счет установки отдельного элемента — блока криптографической защиты (СКЗИ/НКМ).
Модуль СКЗИ представляет собой компактную деталь, которая подключается к одному из разъемов тахографа и находится в специальной нише устройства. В состав СКЗИ входят:
- Микропроцессор, алгоритм которого отвечает за шифрование.
- Система управления.
- Блок памяти с ограниченной емкостью (именно этим обусловлена потребность в регулярной замене СКЗИ тахографа).
- Модуль для приема сигналов ГЛОНАСС.
- Акселерометр.
- Независимый хронометр.
Низкое энергопотребление дает возможность сохранять функциональность модуля даже при отключенном питании автомобиля. Конструкцией модуля предусмотрено наличие встроенной батареи, а энергонезависимая память сохраняет данные даже после истощения резервного элемента электропитания.
Этапы замены блока СКЗИ тахографа
Средство криптографической защиты информации (СКЗИ) или Навигационный криптозащитный модуль (НКМ) является важнейшей частью тахографа. Это своего рода черный ящик транспортного средства, шифрующий и сохраняющий информацию о его передвижениях. Записанную в него информацию нельзя ни удалить, ни подкорректировать в чьих-либо интересах, это беспристрастный свидетель, которого нельзя обмануть.
Именно поэтому устанавливать и менять блок НКМ тахографа – это процесс, который тщательно контролируется государством. Каждая лицензированная мастерская, предоставляющая такие услуги, выполняет определенную последовательность действий:
- Демонтаж всего тахографа с места его крепления и его деактивация (отзыв сертификата активации).
- Изъятие старого блока СКЗИ (НКМ). После демонтажа блок должен храниться у собственника ТС минимум 1 год — его предъявляют для проверки.
- Выгрузка данных с прибора на внешний носитель — его передают владельцу ТС.
- Активация нового СКЗИ.
- Установка контрольного устройства с замененным блоком и его калибровка
- Опломбирование корпуса.
Как проводится активация блока СКЗИ?
Активация — это обязательная процедура при установке нового модуля криптозащиты для тахографа. Не активированный после замены модуль не может эксплуатироваться, потому что в его памяти будут отсутствовать нужные данные. Процедура активации возможна только в сертифицированным сервисном центре.
Активируется модуль СКЗИ при замене по такому алгоритму:
- Внесение данных в память тахографа с помощью карты мастерской.
- Перевод устройства в режим ожидания.
- Запрос в ФБУ «Росавтотранс» на выдачу электронного ключа. Запрос передаётся только с автоматизированного рабочего места (АРМ) по защищенному каналу и обрабатывается от 30 минут до нескольких часов.
- Получение сертификата для активации блока СКЗИ.
- Перенос сертификата в память прибора с помощью карты мастерской для окончательной активации.
Только при прохождении такой процедуры блок НКМ будет активирован — и тахограф можно будет эксплуатировать. Провести замену или активацию своими силами невозможно именно из-за отсутствия разрешительных документов, а также — отсутствия оборудованного АРМ. По тем же причинам не получиться активировать блок НКМ тахографа в кустарных мастерских.
На что нужно обратить внимание?
Если вам предстоит менять блок СКЗИ тахографа, нужно обязательно учитывать несколько важных нюансов. О части из них было сказано выше, но они заслуживают внимания:
- Ни одно лицензированное предприятие не сможет заранее назвать точный срок замены блока СКЗИ в тахографе. Ведь для того, чтобы клиент получил предусмотренный законом электронный сертификат ФБУ «Росавтотранс», которым подтверждается своевременная активация нового блока СКЗИ, предприятие должно связаться с сервером ФБУ и получить файл с электронно-цифровой подписью нового устройства. Сколько времени на это уйдет – заранее сказать нельзя. В среднем этот срок составляет от 30 минут до 5 часов.
- Цена замены блока СКЗИ тахографа состоит из ряда услуг. Некоторые недобросовестные мастерские не включают в нее калибровку устройства с новым НКМ, а ведь это – существенная часть стоимости всей работы. В итоге на замену СКЗИ цена называется намного ниже, чем у конкурентов, но вам придется заплатить за калибровку отдельно. В результате общая сумма может получится даже больше. Поэтому обязательно поинтересуйтесь, входит ли оплата за калибровку в называемую вам стоимость работы по установке и активации нового модуля.
- После демонтажа использованного НКМ, его должны передать предприятию-владельцу автомобиля на хранение в течение предусмотренного законом срока. Даже если срок эксплуатации средства криптозащиты информации на момент его демонтажа не закончился, устанавливать его на другой транспорт уже нельзя – ведь данные о транспорте и его владельце в этом модуле прошиваются один раз и навсегда. Изменить их каким-либо образом не получится — любая проверка выявит несоответствие данных НКМ данным об автомобиле и его владельце.
Учитывайте эти простые правила при замене криптографического устройства в тахографе – и эта процедура не принесет вам дополнительных сложностей, а ваше транспортное средство будет оборудовано с учетом всех требований закона.
наши преимущества
на все оборудование
от производителя тахографов
замены
в течение дня
оборудования
время
на все виды работ
установка и замена
Штрафные санкции
Несвоевременная замена НКМ или установка в тахограф криптозащитного модуля без активации по прописанной в законе процедуре грозит штрафом. Отсутствие активированного блока приравнивается к эксплуатации ТС с неисправным тахографом. Суммы штрафов прописаны в ст. 11.23 (ч. 1) КоАП РФ:
- Юридическое лицо могут оштрафовать на 20–50 тыс. рублей.
- Индивидуального предпринимателя — на сумму до 25 000 рублей.
- Должностное лицо — на 7—10 тысяч.
- Если же виновным будет признан сам водитель (физическое лицо), то максимальная сумма штрафа составит 5 тыс. рублей.
Чтобы избежать претензий со стороны контрольных органов и не получить штраф — стоит следить за сроком службы блока СКЗИ тахографа и вовремя проводить его замену в сертифицированных мастерских.
Примеры установок
как мы работаем
Наш менеджер
связывается
с вами, уточняет
все моменты
оборудование.
бесплатно осматриваем
транспортное средство
сертифицированное
оборудование,
проводим все
необходимые работы
готовим для вас
пакет необходимой
документации
СТАТЬ НАШИМ КЛИЕНТОМ? ПРОСТО ЗАПОЛНИТЕ ФОРМУ!