Новый дорожный знак для беспилотных автомобилей
Согласно постановлению Правительства РФ, подписанное 26.11.2018, все беспилотные транспортные средства, которые будут участвовать в экспериментальной программе (декабрь 2018 — март 2022), обязаны оснащаться специальным опознавательным знаком.
Также в документе приводятся и другие требования к компаниям, которые участвуют в экспериментальной программе. Все данные, которые будут собраны разработчиками, обязательно передаются в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт, а перевозка пассажиров беспилотными авто осуществляется исключительно на бесплатной основе.
Правовое поле для беспилотной техники
На сегодняшний день нормативно-правовая база для работы автомобилей под автономным управлением не разработана. Даже само понятие «беспилотный автомобиль» в правовом поле отсутствует, хотя сразу несколько компаний в РФ ведут разработку таких ТС и активно проводят их испытания.
Чтобы ликвидировать этот пробел и начать перекрытие «серой зоны» в законодательстве, на государственном уровне проводятся эксперименты с беспилотной техникой, призванные оценить ее надежность и безопасность. Так, в мае текущего года несколько автомобилей на автономном управлении российского производства были допущены к испытаниям, которые проводились под контролем МинТранса на федеральных трассах. Для этого было выделено несколько закрытых участков, где беспилотные авто могли перемещаться без помех и не создавая угрозы другим участникам дорожного движения.
Эксперимент в Москве и Татарстане
Эксперимент, о котором говорилось выше, будет проводиться согласно Постановлению Правительства РФ (26.11 оно было подписано премьер-министром Д.А. Медведевым). Согласно этому постановлению, с 1.12.2018 по 1.03.2022 на территории г. Москвы и республики Татарстан будут проходить испытания беспилотных машин от российских разработчиков. При этом до 1.03.2020 организаторами будет представлен предварительный расчет по результатам испытаний, и на его основе будет приниматься решение о целесообразности продолжения эксперимента.
Также согласно этому постановлению:
- Все машины, участвующие в эксперименте, оснащаются опознавательным знаком «Автономное управление»: черная буква «А» в белом треугольнике с красной каймой.
- При выполнении беспилотного рейса действия автопилота контролирует водитель с опытом управления ТС не менее 3 лет.
- Сам автомобиль обязательно оснащается системами видеофиксации (фиксируется дорожная обстановка и действия водителя-контролера).
- Также на машину устанавливается терминал для автоматического сбора информации с датчиков.
- Автомобиль должен быть застрахован (страховая сумма — не менее 10 млн. руб.).
Перевозка пассажиров в беспилотном режиме допускается, при этом:
- Рейс выполняется бесплатно.
- Пассажир должен быть проинформирован о том, что поездка проходит в рамках эксперимента.
В раннем проекте Минпромторга присутствовало требование об уставном капитале не менее 100 млн. руб. для компаний-участников эксперимента. В текущей редакции постановления, которая и была подписана Д.А. Медведевым, данное требование отсутствует. Причиной его исключения из списка была негативная реакция небольших компаний (Cognitive Technologies и др.), которые из-за этого не могли принять участие в государственном эксперименте.